Студия раннего развития "кроха". Статистика вк сообщества "раннее развитие детей - делаем детство ярче -" Всестороннее развитие ребенка в контакте

Повторенье мать ученья – слышал каждый. Но педагоги забывают, что повторенье – это мать скуки, если ребенок с первого раза не понял, что от него требуется.

Развивать или не развивать? Вот в чем вопрос

О развитии своего первенца я стала задумываться, когда он еще не родился. Мне, как и всем современным мамочкам, хотелось, чтобы мой малыш был не только самым здоровым и красивым, но и самым умным. В третьем триместре беременности я читала ему вслух детские сказки, пела песенки и много рисовала. А когда сын появился на свет, в моем арсенале появились разноцветные флажки над кроваткой, музыкальные погремушки, книжки-малышки и развивающие коврики.

Мама Беллы Девяткиной: "Ребенка нельзя перегрузить тем, что он делает с удовольствием"

Четырехлетняя девочка свободно говорит на семи языках – русском, английском, французском, китайском, испанском, немецком и арабском. О том, как добиться такого результата, какие методики родители использовали в обучении Беллы и остается ли у девочки время на игры – «Материнству» рассказала мама самого знаменитого ребенка-полиглота России – Юлия Девяткина.

Раннее развитие в ДОУ как модель оболванивания детей

То, что к 7 годам ребёнок уже может на уровне ученика 2 класса читать, писать, считать, играть на музыкальном инструменте и знает основы иностранного языка, не сделает его гением, наоборот, – перегрузит нервную систему и затормозит дальнейшее развитие, потому что всему своё время. Более того, если заменять игры учёбой в возрасте 3-7 лет, то эта потребность даст о себе знать в более позднем возрасте, например, в подростковый период...

Творческий полет. Поделки к Дню космонавтики для малышей

Прежде чем приступать к изготовлению поделок, необходимо подумать, как рассказать малышу, что такое Космос, ракета, планеты Солнечной системы, луноход, космонавт, скафандр. Иначе как делать то, о чем не имеешь никакого представления? С детьми 4-5 лет уже можно посетить Музей космонавтики.

«После трех уже поздно» - ошибочные выводы 60-х годов

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить...

Когда и как научить малыша читать?

Обычно происходит так: рождается ребёнок, с года ему начинают показывать буквы. Продолжают в 2 года, не прекращают в 3 года. В 4-5 лет – первые попытки родителей усадить ребёнка складывать скучные слоги, к 6 годам многие дети и буквы уже ненавидят, и чтение – позади 5 лет мучений.

В прошлом году я писала несколько публикаций , надеюсь никто из читателей не записал меня в лагерь его противников;-), потому что это не так. Все дело в том, что развитие ребенка это очень тонкая работа и для успешных результатов необходимо пользоваться качественными развивающими материалами (заданиями, упражнениями, наработками, методиками, программами), разработкой которых занимались люди глубоко понимающие процессы развития.
Содержание

Для чего я пишу о раннем развитии

Начну с того, что целенаправленное ранее развитие — это вмешательство в естественный ход развития, продуманный и сбалансированный до мелочей природой и нашими предками. Людям свойственно хотеть большего, но нам пора уже привыкнуть, что за каждый неверный шаг мы будем расплачиваться.

Зачастую дети амбициозных родителей в результате их усилий теряют интерес к обучению еще до школы, а в годы раннего развития достижения этих детей являются предметом зависти знакомых. Любой школьный психолог при выявлении причин отсутствия интереса к обучению обязательно поинтересуется не занимались ли с ребенком ранним развитием и при утвердительном ответе вынесет вердикт — «перезанимались».

Честно признаться читать статьи на темы вреда раннего развития мне неприятно, но я сама не смогла пройти мимо этой темы, так как слишком много мамы делают ошибок. Раньше (когда не было интернета, возможности прочитать научные исследования, результаты, проблемы успеваемости) можно было повторять чужие ошибки бесконечно долго, но сейчас у нас с вами есть прекрасная возможность пользоваться чужим опытом и мы её просто обязаны использовать!

Я не предлагаю отказаться от идей раннего развития, я предлагаю проанализировать то, что нам предлагает современная педагогика и выбрать лучшее — теории, методики, упражнения, занятия, все то от чего нет побочных эффектов!

Cовременные тенденции и заблуждения

Первое на что я хочу обратить внимание — это то, что в развитии как и во всем остальном в нашей жизни необходимо соблюдать дозировку . Тут, как и в питании помаленьку можно всё. Делая упор за занятиях одного типа, будьте готовы к дисбалансу — только в компьютерной игре если у вашего персонажа прокачан навык силы, то обладая одним этим навыком Вы можете пройти игру. В жизни все иначе — у человеческого мозга определенная последовательность созревания мозговых структур и максимально прокачивая один навык малыша, Вы навсегда лишаете ребенка максимального потенциала развития другого навыка!

Рассмотрим наиболее популярные подходы к развитию малышей (более подробно об этом читайте )

  1. В большинстве «развивашек» дают предметные знания об окружающем мире — цвета, формы, другие понятия окружающего мира + логика + мелкая моторика+подвижные игры. При условии небольшой дозировки, на мой взгляд, это наиболее привлекательный из популярных подходов к развитию. Всё это лучше давать малышу в таком количестве, сколько он хочет и не больше (это соответствует методике Монтессори).
  2. Детям более амбициозных родителей повезло меньше — в дополнение ко всему перечню пункта 1, их с пеленок учат читать и считать, нарушая последовательность созревания мозговых структур и обрекая на тоску и потерю интереса к учебе в начальной школе.
  3. Мамы стремящиеся вложить в ребенка максимальное количество знаний и умений стандартными способами (регулярные тематические занятия в большой дозировке, обучение чтению, счету, плаванию, танцам и т.п.) чаще всего обречены на провал, так как они совершают глубокое вмешательство в процесс развития, а это чревато. Правильней сказать, что у их детей остается меньше всего шансов раскрыть свой потенциал (вырасти самостоятельными творческими личностями).

Еще из ошибок современных тенденций я бы выделила обилие информации оторванной от реальности предлагаемой для запоминания . Доминирующий тип памяти у детей — образный (ассоциативный). Предлагая ребенку энциклопедию с картинками, мы по сути предлагаем ему составить образы на каждую картинку. Но образ, в памяти ребенка это далеко не одно изображение, это целая система! У каждого образа должен быть ряд понятных ребенку характеристик и если изображение ничем не подкреплено, кроме непонятных слов, то оно просто будет захламлять память.
Я частенько задумывалась при изучении с Яной о многих вопросах: «Зачем я ей показываю слона? Что у неё в голове связано со слоном кроме пластиковой фигурки и непонятного словосочетания «он живет в Африке и Индии и т.п.»? » Теперь я убеждена, что я создавала всего лишь информационный шум в её голове на радость себе и бабушкам, которые счастливы от великолепной «эрудиции» любимой внучки. Сейчас я виню себя за то, что действовала «как все» и забила голову ребенка несвоевременной оторванной от реальности информацией.
Да, я считаю что нечего делать слонам, жирафам, пожарным машинам и т.п. в голове ребенка как минимум до года! Время слонов придет когда по возрасту начнут подходить сказки и мультфильмы про них, а также при походе в зоопарк и других случаях когда ребенку предоставляется возможность раскрыть наиболее полноценно образ этих животных. И даже если вы найдете сказки для самых маленьких про слона и обвините меня в ограничении знаний для ребенка, то про гепарда, носорога, овцебыка и многих других навряд ли;-). Всем кто с этим хочет поспорить, обязательно читать статью до конца.

Объем энциклопедических знаний

Мне очень хочется аргументировать нецелесообразность несвоевременного накачивания энциклопедическими знаниями, чем продвинутые мамы поголовно злоупотребляют. Еще год назад я так же как и другие считала, чем больше информации вложишь в ребенка тем лучше. Последнее время я считаю это современным заблуждением.

Когда Яна выучила 12 цветов, я задалась вопросом «А сколько цветов должен знать ребенок?». 12 в полтора года — это много или мало? У дочки цвета «пошли» прекрасно и при дальнейшем обучении легко можно было в память поместить еще несколько десятков. В этих размышлениях я наткнулась на пост одной мамы, о том как её дочка в возрасте двух лет слепила кобальтового червя (сразу оговорюсь, я не в курсе подходов к развитию этой мамы, возможно при подробном рассмотрении всё очень гармонично, просто меня её конкретный пост навел на весьма продуктивные размышления). Т.е. девочка различает и знает названия многих оттенков. После прочтения этого поста мне стало грустно, ведь я сама не знаю кобальтовый цвет и еще больше меня терзали сомнения а нужен ли он и десятки других названий оттенков Яне. Признаюсь, очень хочется чтобы Яна «всё знала». И тут мне в голову пришел простой вопрос, на который любой из вас сможет ответить: «зависит ли уровень художественного мастерства, от количества названий оттенков которые держит в памяти художник?» И следующий вопрос: «чему надо учить ребенка для воспитания художественного вкуса и интереса к рисованию?» Разумеется надо: рассматривать и обсуждать прекрасные картины, с помощью палитры подбирать похожие/непохожие цвета, в более старшем возрасте добиваться определенных оттенков при помощи смешивания и еще многое другое, что заставляет работать мыслительный аппарат, а не нагружать память пустыми образами.

На мой взгляд, объем знаний должен быть оптимальным для его качественной обработки и основные усилия должны быть направленны на развитие мышления, а не накачку памяти. Наверно, многие сталкивались с ситуацией когда у компьютера не хватает мощности процессора и он не в состоянии обработать массивы данных. Эту же ситуацию большинство создают для своих малышей, только мало кто это осознает. К сожалению на данный момент я занимаюсь с Яной многим тем же чем и другие, но без особого фанатизма, понимая неправильность современных подходов. Поняв механизмы развития мышления, я думаю Вы как и я ощутите нехватку материалов.

Развитие мышления — мои гипотезы

Надеюсь, мне удалось вам доказать, что для правильного развития мы должны сместить акцент с простой накачки знаниями об окружающем мире на развитие мышления.

Теперь вспомните какие способы развития мышления в раннем возрасте вам известны. Из наиболее популярных мне приходят на ум только развивающие пособия, игрушки и собственно все! Скромный список получился, не так ли. Думаю те кто читает этот пост им не смогут ограничиться 🙂 .

Что ж думаю пришла пора написать теоретическую основу своих гипотез развития мышления:

1. Для совершения мыслительных операций на первом этапе необходимо загружать в память малыша качественные образы со связями . Особенно важно учитывать качество книжных образов в самом младшем возрасте — животных на картинках можно продублировать в пластиковых фигурках и оживить простыми и атмосферными историями о них. При прочтении различных книжек про одних и тех же персонажей возвращаться и соотносить. Когда ребенок научится воспринимать книги, он начнет сам соотносить объекты реальной жизни и книжные образы. На мой взгляд, образы без связей в памяти малыша — это мусорное явление, которое просто занимает место, все равно что одежда, которая нам не по размеру и стилю висит в шкафу. Зачем мы её покупаем и вешаем в свой шкаф? Выбросить это немедленно! И обзавестись теми образами, которые могут активно использоваться! В конце-концов одежду можно подогнать по фигуре, а образы дополнить информацией о них. Только не забываем, что образ — это очень многогранное понятие и для его раскрытия нужно использовать как можно больше средств (увлекательные истории, красивые иллюстрации, мелодии, новые вкусы, ароматы, фактуры, места и т.п.).

2. Возможности и разнообразие мыслительных операций больше зависят от количества взаимосвязей и качества образов, а не от количестве самих образов . Логика заключается в том, что чем больше полноценных образов, которыми мозг манипулирует, тем больше практики и следовательно выше результаты. Если образы неполноценные (без связей друг с другом или с минимумом связей) то мозг ими не оперирует, такие образы захламляют мозг.
Связи между образами могут быть как прямые, так и ассоциативные. Прямые связи — по признаку (цвет, форма, тип и т.п.) Ассоциативные связи между образами — это случайные связи несвязанных объектов. Например, был сильный снегопад и ребенок впервые увидел грузовик. Скорей всего в мозгу ребенка будет создана связь снег-грузовик. Таким образом подмечая различные моменты в реальности и книгах мама может помогать малышу создавать ассоциативные связи тем самым делая образы в голове малыша более четкими и качественными.

3. На третьем этапе необходимо работать над расширением спектра мыслительных операций . Одним из моментов увеличения количества операций будет являеться оптимальное количество образов. Если будет чересчур много однообразных образов, то мозг может начать выполнять однотипные операции со всем множеством. Тут можно привести в пример всеми любимые сериалы. В большинстве своем они однотипны, но мозг воспринимает каждый сериал за отдельную систему образов и прорабатывает их заново. Вот вам и пример жвачки для мозгов, которая при злоупотреблении напрямую ведет к деградации мыслительного аппарата. Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами. Если же ребенку предоставить разнообразие качественных и красивых игрушек, то комбинирование в таком случае уже выполнил производитель — сделал набор еды для того чтобы ребенок кормил куклу и вашему ребенку остается просто выполнять машинальные действия с минимумом комбинаций — раскладывать еду в тарелки и подносить ко рту кукол.

4. Совершенствуем качество мыслительных операций . Мыслительная операция наиболее высокого уровня создает самостоятельную систему образов, которая в свою очередь ведет к расширению спектра операций! Это уже начало творческого мышления. Самая простейшая операция по созданию образов — прогнозирование результата. Над этой операцией целеустремленно начинаем работать с первого года жизни. Элементарные прогнозы первого года жизни — «упал, будет больно», «опустил в воду, станет мокрым» и т.п. Все это для закрепления разбавляем образами:
— «упал мишка — подняли все в порядке»=образ не изменился;
— «упала кружка — разбилась»=новый образ «разбитая кружка»;
— «упала башня/пирамидка развалилась — надо заново собирать» =новый образ «сломанная башня»;
— «упал малыш — больно/вавка» = новый образ «плачущий малыш».
Также, как одним из самых эффективных инструментов развития мышления является рисование (сюда же можно отнести лепку). Оно уже к концу второго года жизни позволяет материализовать систему образов из мыслей в рисунки и оперировать с ними на новом уровне, создавая бесконечный цикл:
— генерация новых образов;
— совершение операций с ними;
— генерация новых образов полученных в результате операций с предыдущими;
— и так далее пока мама не позовет кушать или не потребуется смена деятельности.

5. При развитии мышления за счет образов и связей между ними, память неизбежно начнет сама совершенствоваться! Это основано на механизмах описанных в теории мнемотехники, которая признана официальной наукой, как самая эффективная методика по развитию памяти.

Вот такая идеальная теория развития мышления в двух словах. Собственно эта теория является пазлом раннего развития, который я собирала в своей голове больше года. Разумеется встает вопрос о практической стороне её применения. Отдельными частями практику можно встретить в наследии предков и правополушарных методиках развития. На этом я более подробно остановлюсь в следующем посте о раннем развитии. Далее я хочу обозначить еще один важный момент, который если вы мама малыша, не должны упустить, особенно учитывая простоту его реализации.

Монтеccори — развитие без негативных последствий

Именно из-за опасности загубить потенциал малыша самые авторитетные для меня специалисты настойчиво всем рекомендуют методику Марии Монтессори. Я об этой методике подробно не писала (и зря, обещаю исправиться), потому что её азы доступны и логичны для большинства мам и без знакомства с ней.

В основе этой методике лежит система запросов-предложений. Если ребенок хочет рисовать, по методике Монтессори считается, что пришел оптимальный период для повышения уровня навыков рисования, ребенок хочет петь — необходимо ловить момент и создавать благоприятные для этого условия и т.д.

Помимо этого Монтессори уделяет много внимание совместному выполнению с родителями бытовой работы и предоставлению ребенку необходимых для развития средств и инструментов. Ведь если на виду у ребенка нет красок и он не знает где они лежат, то маловероятно, что он захочет когда-либо рисовать красками.

Я рассматриваю основы методики Монтессори, как структурированное описание достаточно очевидных вещей, про которые можно просто случайно забыть, поэтому порой почитать книги об этой методике очень полезно.

В любой авторской методике есть интересные акценты. Мария Монтессори очень много уделяет внимания материалу на развитие логики (рамки-вкладыши, счетный материал разнообразных форм). Последнее время я этим очень прониклась. Просто предоставляем ребенку всё это добро и максимально сдерживаем себя и окружающих от подсказок, таким образом получаем максимально быстрый для вашего малыша естественный ход развития мышления ! Не надо тратить на это большие суммы, выбирайте недорогие и аккуратные материалы (обратите внимание на и другие головоломки). После изучения одного вводите новое. Изученные материалы прячьте на месяц-другой-полгода. На столько, чтобы ребенок успел забыть решение и материалы были для него как новые. Ведь через некоторое время они будут восприняты уже на другом уровне. Еще вариант меняться ими со знакомыми сверстниками.

Не обошлось в методике и без крайностей — в некоторых источниках указывается, что для занятий обязательны столы, стулья и куча другого серьезного недешевого оборудования, специальные стеллажи для хранения и т.п. На самом деле я вижу методику Монтессори, как самую практичную и легкореализуемую. В будущем обязательно опишу, как мы ее применяем.

Вместо заключения

В этом посте я постаралась изложить суть, от которой отталкиваюсь при выборе занятий для Яны. В дальнейшем я запланировала еще целый ряд постов на эту тему, в том числе обзор доступной практики, а также совместные поиск/наработки и раздачу правильных материалов для развития мышления.

Update: Мои дальнейшие поиски правильного подхода к развитию и воспитанию детей привели меня к изучению (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования) . На мой взгляд, М.М. Безруких — человек мнению которого в области развития детей надо доверять и прислушиваться в первую очередь. Мы не должны идти на поводу у производителей детских товаров и услуг, необоснованно форсируя естественный ход развития. Опережение сверстников в «умелках» очень льстит самолюбию родителей, но может привести к негативным последствиям. Необходимо ставить правильные цели развития ребенка.

Удивительно, но отражение своей теории «загрузки образов» я обнаружила . Именно эту книгу рекомендует М.М. Безруких, как руководство по правильному развитию детей.

Кстати, недавно я выбрала программу для обучения в начальной школе для Яны (напомню, ей сейчас 1,10) и она отлично сочетается с моим видением развития малышей. Возможно мамы у которых есть детки постарше догадаются какую;-), но об этом тоже в отдельном посте.

И еще, я не знаю насколько вы — мои читатели готовы к подобным статьям. Хотелось бы узнать ваше мнение, так как материал сложный для восприятия. Если Вам интересны публикации на эту тему прошу отметиться в комментах фразой «Пиши еще» 😀 .

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

  • (обзор пазлов от 2-х до 60-ти элементов)
  • (выбор правильных ориентиров раннего развития);
  • (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет);
  • (большой / маленький и т.п.).

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Раннее развитие — формируем индивидуальный подход : 34 комментария

  1. Елена

    Очень странно, что автор, прочитав столько материала о раннем развитии, делает свой вывод о вреде раннего чтения. Вот интересно на каком основании?
    Я тоже не за крайности, но вот что интересно: известно, что уже боле 3 000 лет в иудейской педагогике детей обучают чтению с самого зачатия и в 3 года дети у них уже читают, а у кого нобелевских лауреатов больше чем у других?
    По уровню развития наши дети отстают от их детей на старте на 7 лет, а по гуманитарным наукам на все 17. Эти исследования сделаны нашим ученым, педагогом, автором системы раннего развития П.В. Тюленевым «МИР ребенка». Они были сделаны после открытия, когда по авторским методикам ребенок ползунок еще не умея ходить стал складывать из букв слова.
    Очень советую почитать его статьи и книги. Возможно, Вы посмотрите на все совершенно по-другому.

    1. Автор записи

      Елена, я телепатией не обладаю. Если пишите про крайности, будьте добры, уточнить что конкретно вы под ними имеете ввиду.

      Что касается возраста обучения чтению, то мне кажется это Вы уходите в крайности, когда пишите про чтение с момента зачатие))). Ну вот хоть закритикуйте меня, что я закостенелый советский консерватор, но я предпочитаю выбирать в первую очередь занятия для своего ребенка те, которые он может максимально эффективно воспринять и качественно . Т.е. ориентироваться не на усредненный рекомендуемый возраст (4, 6,7 лет …), а учиться понимать уровень развития своего ребенка — это значит не учить читать с пеленок, но в то же время не тянуть до 7 лет с чтением, а искать золотую середину.

      Ну и еще: очень очень прошу понимать мои статьи не так как вам хочется, а так как я их писала. Поверьте, когда я писала эту статью, я совсем не планировала рекомендовать всем отложить обучение чтению до школы. Мне очень жаль, что люди не замечают крайностей за собой, но с легкостью находят их у других, не вникая в общий смысл написанного и при этом делают выводы по вырванным из контекста словам. Вы пишите про чтение с зачатия и упрекаете меня в крайностях!? Задумайтесь над этим)).

      П.С. Между тем Яне через месяц исполниться 5 лет, а именно сегодня я отметила очередную важную точку в её развитии. У Яны на данный момент уже сформировался неплохой механизм чтения — сегодня она по своей инициативе прочла книжку в 20 страниц со стишками 4-6 строк на каждой странице.

      1. Елена

        Молодец Яна! 🙂 Я понимаю вас как маму, которая не зная способности и возможности детей раннего возраста, идет на ощупь…
        Наука о раннем развитии создана в России в период с 1959 по 1988 год, когда были созданы и проверены на практике методики: «Читать, печатать, считать, знать ноты, предпринимать, и даже руководить (учить быть лидером) … — раньше, чем ходить», 1988 г., — автор П.В. Тюленев, президент АОСЭР —
        РНАН. Вы можете посмотреть в Интернете, тексты и видео, где малыши 2—3-х лет печатают ещё на электрической пишущей машинке, ну и на ноутбуках — в 1,5 года… (2016 г.).
        Я специально перечисляю некоторые из работающих 30 лет методик, чтобы было представление, как далеко ушла наука от нашего обыденного сознания.
        В книге «Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления ….» автор пишет, что то, что в иудейских семьях считается нормой «воспитание с самого зачатия» уже 3 тыс. Ну, а у нас до сих пор раннее чтение для наших семей считается крайностью.
        Американцы отличаются от нас тем, что во всем стремятся быть лидерами. Но именно у них я наблюдаю крайности.
        Например.
        Крайностью, по-моему, является показывать ребенку по «программам Г. Домана» по 14 раз в день листы бумаги с десятками, сотнями и тысячью точек, считая что ребенок все это запомнит и ему это будет полезно… — в этом же возрасте П.В, Тюленев учит ребенка не только считать правильно на пальцах, но и печатать все цифры и числа от 1 до нескольких сотен — на пишущей машинке (1989 г.!).
        Так же крайностью я считаю показывать младенцу по-Доману десятки, сотни слов, чтобы он их запоминал, не зная ни букв, ни слогов, ни как уметь читать — это не методика, а примитивизм какой-то, антиметодика и крайность. В это же время и ещё раньше дети по российской методике Тюленева не только читают свободно всё подряд в 1 год 4 мес, но и печатают слова и фразы: как под диктовку, так и самими собой придуманные, то есть сочиненные ребенком с 1989 года фразы и тексты, которые можно найти на странице http://www.tyulenev.ru/recordmir.htm .
        В программе «Каждой семье — одаренных и талантливых детей нормой считается знакомство детей с пятью (5) иностранными языками — до 3-х лет
        Я читала дневник мамы Беллы Девяткиной, девочки из программы «Лучше всех», которая в 4 года знает 7 языков. Она знакомила свою малышку с иностранными языками с месячного возраста и не верила, что ребенок может это все воспринять и усвоить. И, поистине, чудом для неё оказалось nj, что для ребенка это просто.
        То, что для нас, взрослых, кажется таким серьезным подходом и трудным в обучении — для маленьких детей — просто игра 🙂
        Вот что пишет П.В. Тюленев (30 лет опыта и практики):
        «… Воспитание вундеркинда — скорее норма, чем исключение, если родители будут знать, как создать развивающую обстановку в семье для детей от 0 до 10 лет.
        Без каких — либо сложных специальных занятий, дети могут начинать читать одновременно с “хождением” и “говорением” в возрасте 1 — 2 года.
        Вы узнаете, как помочь малышу формировать способности еще до года, как стать музыкальным гением, полиглотом, президентом, бизнесменом, художником …
        Известно, что легче всего закладываются математические способности в дошкольный период, который можно сделать чрезвычайно эффективным временем для развития талантов ваших детей в непринужденной игровой форме, путем создания развивающей среды в доме. Прочтя книгу, вам удастся, предотвратить многие будущие проблемы ребенка, связанные с учебой в школе, социальной адаптацией. Каких-либо специальных знаний вам не понадобится. …»
        Ещё в 1996 году автор пришел к выводу, что дети становятся феноменально одаренными и в несколько раз превосходят по своему интеллекту всех своих школьных учителей: «рано читающие дети» в 7 лет осваивают программу основной школы, в 8 — 9 лет — программу средней школы и поступают в свой первый вуз в возрасте 9 — 10 лет!

        В 2006 году такие дети к возрасту 17 — 18 лет уже получили по четыре диплома степени бакалавр по экономике, педагогике и психологии, юриспруденции и филологии со знанием 3-х иностранных языков. Тут уж, за 4 диплома о в.о. экономия получается … в 10 — 15 лет! Вот такие возможности имеются у Вас и Вашего ребенка — Вы можете, наверное, открыть и реализовать их, если вступите в программу «Каждой семье — шестерых одаренных и талантливых детей эры Человека Развитого»…

        Вот это — не крайности, а доказанные наукой возможности современных детей, которые я, как понимаю, родители и дети раскрывают в этой самой системе «МИР ребенка».
        С 1988 года у П.В. Тюленева появилось масса последователей, которые почти ничего не понимают в настоящем раннем развитии детей — не попадитесь к ним! — иначе Вашему ребенку придется учиться в школе 12 лет, как всем. Тут Вы никак не сможете выиграть 6 — 7 лет, как по книге «Читать, считать … — раньше, чем ходить».
        К тому же все пишут, что после «обучения» в школе, ребенок перестает быть одаренными и талантливым. Многие дети оказываются нездоровы и подхватывают вредные привычки. 🙁
        Все сейчас пишут, что в школах навязали ужасные американские учебники, которые писали кто-попало, часто люди, далёкие от практической педагогики.
        После этих учебников ребенок вообще перестает что-либо соображать. Не то, что в советских учебниках, которые разрабатывали ученые, проверенные авторские коллективы.

  2. Лилия

    Очень интересно какую программу обучения для школы вы выбрали☺Поделитесь пожалуйста?)

  3. Светлана

    Хорошая статья. Много полезного я узнала,. Спасибо.

  4. Аноним

    пишите еще, Екатерина!

  5. Аноним

    Пиши еще, мама-зануда! 🙂

  6. Татьяна
  7. Ирина

    Нашла вас недавно и читаю взахлёб! Все очень отзывается и импонирует!))) нам пока 1,2 и очень интересно ваше мнение по поводу сети развивашек Бэби-клуб. Там совмещены несколько методик, и мантессори и кубики Зайцева, и много ещё. Вроде там подход мягкий, занятия короткие чередуются с двигательной активностью в развлекательной зоне. Почитав вас про вред раннего обучения буквам и цифрам, заинтересовалась, как будет воспринимать кубики Зайцева моя дочь, как буквы или как картинки.. благодарю!)))

  8. Sun

    Читаю вас взахлеб, пишите еще! Подскажите, как вы относитесь к распечаткам черно-белых геометрических фигур для самых маленьких 0+ и в последствии уже цветных картинок с очертаними животных, деревьев и тп? Без букв и слов, лишь картинки. Их советуют для развития зрения. С Вашей точки зрения стоит ли их показывать, сколько раз в день, чтобы не переусердствовать?
    Сыну 4 месяца, мы лишь Моцарта слушаем, рассматриваем мобиль, интересуемся погремушками и на этом все. Что нужно делать для детишек этого возраста? Искала у Вас, но не нашла.
    Также крайне интересно Ваше мнение по поводу разных приложений в телефоне, там крутятся геометрические фигурки, разные животные издают звуки и тп. Сын просто в восторге от подобных приложений, но я опасаюсь за его зрение(вдруг испорчу телефоном) и вдруг будет умственное перенапряжение. С какого возраста можно включать телефон в процесс?

  9. татьяна

    отличная статья! пишите еще =)

  10. Мария
  11. Елена

    Екатерина, спасибо за статью. Я благодаря изучению методики Монтессори узнала про Гордона Ньюфелда, психолога развития. Его изложение теории развития ребенка полностью изменило мое понимание того, что нужно моему ребенку для нормального развития, развития его (в моем случае ее:-) человеческого потенциала. Если вам будет интересно, есть русскоязычный блог «Заботливая альфа», ну и официальный сайт, конечно же. С уважением:-)

  12. Софья

    Здравствуйте! Моему малышу скоро 10 месяцев ваш сайт нашла случайно,но как говорится случайностей не бывает просто так.Пыталась найти гармонию в методиках раннего развития но анализировать одной труднее чем делать это вместе.Труд ваш очень нужен нам.Пишите еще,жду всегда с нетерпением ваши статьи и всегда в них есть главная продуманная мысль,а самое важное очень понятная и доступная. Желаю вам и вашей дочке счастья и здоровья.

  13. Екатерина

    Пиши еще!
    Для меня — мамы почти полуторогодовалого ребенка очень актуальная и животрепещущая тема. Не могу сказать, что очень много читала литературы по развитию малыша, но интуитивным образом чувствовала некую абсурдность процесса, когда начинаешь называть и комментировать изображения, объясняя ребенку неизвестные вещи неизвестными словами. А кроме слов ничего…. Пару недель рассматрия таким образом книги с животными, появилось стойкое желание свозить дочурку в зоопарк. Что с успехом и было реализовано. И кто думает, что в год детям в зоопарке нечего делать, вы ошибаетесь. Буря эмоций и восторг (хотя наш папа очень сомневался в своевременности этого мероприятия). Надеюсь, что теперь для нее, по крайней мере, некоторые картинки оживают))). Поэтому хотелось бы почитать об опыте, идеях реализации указанных в посте этапах развития. И жду с нетерпением развивающих материалов!

  14. Альфия

    Екатерина, очень хотела бы узнать ваше мнение по поводу книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней, кстати, автор пишет, что мозг ребенка не способен перегружаться информацией: «Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

  15. Елена

    Конечно, пиши еще!!!))) Очень интересно на самом деле! У меня малышке пока полгодика всего, но я регулярно просматриваю статьи о развитии и принципах познавания мира. На подсознательном уровне как только начали интересовать игрушки старалась и стараюсь предоставить выбор для маленькой, вопреки оханьям и аханьям бабушки, которая сама выбирает с чем ее любимая внученька будет играть в мое отсутствие. Почему-то мой подход ее не устраивает(((Как меня вырастили и воспитали у меня, конечно, претензий нет, но это было давно и своего ребенка мне хочется воспитывать и развивать, основываясь на собственных принципах, и такие люди как Вы, очень меня в этом вдохновляют!!! Спасибо Вам большое за Ваши статьи!!!

  16. Екатерина

    Конечно, надо ещё! 🙂 Я мама и практикующий детский психолог: многие выводы мне показались именно теми, что ведут именно к гармоничному развитию. В отношении технологии М. Монтессори я, и в том числе, пришла на собственном опыте к тому, что она одна из самых «естественных» для детей. В детском саду часто концентрировались именно на том, что она дорога. Но, если вникнуть в наши системы сертификации, то такой подход, хоть и не оправдан, но понятен. А вот дома, да, очень многое доступно. 🙂 Я всегда в группах раннего возраста обращала внимание родителей именно на эту систему.
    Идти за ребёнком — это главное, на мой взгляд. Ещё мне нравится принцип: «не доминировать, а направлять». Это когда предлагаешь что — то ребёнку, а потом смотришь: нравится или не нравится, стоит ли ещё в этом покопаться или отложить на время, а потом попробовать когда — нибудь ещё раз. Я в домашних условиях всегда после таких вот тематических дней, игр, даже если они, на мой взгляд, не произвели необходимого желанного действа, оставляю материал, игры и т.п. в зоне доступа ребёнка, чтобы Маринка могла самостоятельно попробовать — и ведь работает! Да порой так, что мне и в голову не приходило!
    Интересно, очень интересно преподнесена информация про информацию. :)) Я тоже над этим часто думаю и размышляю. Работая в системе, мы вообще с этим сталкиваемся ежедневно: что желательно для маленьких детей, а что доступно для более старших возрастов. Читаю в сети и часто, что многие мамы сетую на программу детских садов, мол, у нас дома круче. А круче должно быть в основном ввиду принципа индивидуального подхода, что в детском саду, конечно, не всегда имеет место быть из — за количества детей. А вот тематика подобрана, на мой взгляд в таких программах весьма оптимально. Ведь не рассказывать же малышам в обязательном порядке о древнем мире? Посмеялись бы, а потом, ужаснулись, осознав… Другое дело, когда малыш сам интересуется -за ребёнком…
    И ведь этот принцип важен и с другой стороны. У кого — то в год дети знают много цветов и даже оттенки, а я долго, очень долго играла с малышкой, чтобы ей запомнились основные четыре… Зато она в 3,5 года после первого показала завязывала узлы, потрясающее выполняла алгоритмы аппликации, а стадию рисования человека — головастика прошла за одну неделю, самостоятельно поняв, что руки и ноги к голове не крепятся… Детки разные, надо к ним прислушиваться. Дошкольное детство тем и важно, и удивительно, что знания и представления тем ценнее, если они приобретаются самостоятельно. А установленные ориентиры — это то, что ребёнок в принципе может, но не обязан делать — для этого его мозг сам сориентируется. 🙂
    И очень хорошо описан сам принцип преподнесения: безусловно, любая теория — это разностороннее, увлекающее подкрепление практикой: театр, игры, опытно — экспериментальная деятельность, а для детей постарше это метод проектов, когда информацию сам ищешь, дополняешь, находишь точки соприкосновения с действительностью… Это относится и к предметно — развивающей среде (это почему — то мне запал в душу слон 🙂): если образ возник на иллюстрации, то должен быть подкреплен и в других разнообразных ипостасях реальности. Безусловно, вот всё — всё воспроизвести часто и не получится, но прикладывать усилия по созданию вот таких вот «баз» стоит. Это помогает классифицировать действительность в детском сознании: анализировать, синтезировать и обобщать.

    Да, ждем с нетерпением!

  17. Ольга

    Идея понятна. Пиши еще 🙂 Моей пока год и у нас нет какой-то системности в занятиях, все хаотично и скачками. Первые «ласточки» — отдачи — только только начинают появлятся, и мне сложно поддержиавать свой интерес к занятиям — не могу понять, что идет, а что нет. То есть что-то делаем, вроде не заинтересовалась. Но, смотрю, через какое-то время активно повторяет. Значит, запомнила. Особенно «эффективен» старший ребенок. Если что-то при ней сделал — 100% эффект. Эта статья у Вас очень хорошая и глубокая, она уже такая эссенция, над которой можно поразмышлять.

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, .
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте .

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

    Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

    Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

    Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

    Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

    Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  1. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

703 277

2271 -ое место по числу подписчиков

7.59% 13.51%

сегодня 76 (0.01%)

за неделю 657 (0.09%)

за месяц 2 834 (0.40%)

Количество постов 38 800

Частота постов 1 час 59 минут

ER 5.42

64.05% 35.95%

94.56% 5.44%

31.26% подписчиков от 30 до 35

88.97% 3.17% 2.38% 1.43%

Лучшие посты

НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ

Удивительная, необычная, неправильная, не поддающаяся никаким объяснениям и просто МЕГА увлекательная!

Итак, для ее приготовления вам потребуются:
- 1,5 части крахмала
- 1 часть воды
- Краситель и блестинки
Смешать ингредиенты и играть!

Что интересно?
При быстром и резком сдавливании или нажатии, эта жидкость становится как камень.
Но при медленном воздействии она ведет себя как самая обычная жидкость: льется, переливается и принимает нужную форму.


1260 509 19 ER 0.2546

ЛЕВИТАН "МАЛЫШАМ О ЗВЕЗДАХ И ПЛАНЕТАХ"

Эта книга рассчитана на возраст 5-8 лет и знакомит детей с азами замечательной науки астрономии.

С обложки книги нас приветствует гном Кнопкин – персонаж, который будет сопровождать читателей с первой до последней страницы. А сюжет книги – это рассказ о том, как Папа учит своих детей, Свету и Алика, азам астрономии. Ребята изучают созвездия, Солнце и звёзды, Луну и планеты. Книга, конечно, научная, и она даёт хорошие начальные сведения о Вселенной, но в ней присутствуют элементы фантастики – например, полёт Светы и Алика в космос, и сказочные персонажи.

В книге есть космические фотографии, древние и средневековые изображения созвездий, а также смешные рисунки, которые помогают детям в игровой форме изучать астрономию (художники Сергей Алимов и Александр Рюмин).

Книга приучает малышей к наблюдениям, что очень важно при изучении астрономии. В конце каждой темы есть рассказ гнома Недоучкина, который помогает проверить, чему научились дети. Книга заканчивается списком полезной литературы для ребят.

Недостаток у книги только один: она давно не переиздавалась, и некоторые сведения устарели. Например, написано, что у Юпитера 12 спутников, а сейчас их известно более 60. И Плутон в тексте назван в ряду больших планет, а сейчас его относят к планетам-карликам.


896 383 16 ER 0.1853

«КЛАССИКИ» НА АСФАЛЬТЕ.
#поиграем@ranneerazvitie
В городе одна из примет весны - «классики» на асфальте. Чертят их по-разному, а принцип игры примерно один и тот же. Играющий бросает битку поочередно в каждую клетку «классов». Прыгая на одной ноге, носком ботинка он подталкивает битку из одной клетки в другую по номерам. Прыгая, нельзя становиться на линии классов, нельзя, чтобы и битка попадала на них, Ошибкой считается, если битка перескочит сразу через клетку. В этих случаях играющий уступает место другому. Это еще ничего, хуже, когда битка попадает в «огонь» - тогда все успехи сводятся к нулю, игру надо начинать сначала.
Если все «классы» пройдены успешно, начинаются «экзамены». С закрытыми глазами надо пройти по всем клеткам, не наступив на линии. С «экзаменами» играют, если в «классах» клеток не больше десяти.

В «классики» можно играть, не подталкивая ногой битку, а бросая ее рукой. Сначала бросают в первую клетку, впрыгивают в нее на одной ноге, берут битку в руки и продолжают прыгать на одной ноге из клетки в клетку. Затем бросают битку во вторую клетку, в третью и т. д.
«Экзамены» бывают разные: пропрыгать по всем клеткам, держа битку на вытянутой руке, пройти по всем клеткам, держа ее на носке ботинка, на плече, на голове и т. п. Это общие правила игры, а обо всех тонкостях могут договориться сами играющие.

«Классики», казалось бы, простая игра, но она требует внимания, большой точности движений, умения сохранять равновесие.
Можно вспомнить много разных игр, в которые мы играли в детстве. Веселых, озорных, подвижных. Добавляйте себе, прыгайте вместе с детьми!


687 303 3 ER 0.1421

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ЛЕГО (4-7 лет)

Развитие навыков счета

1.Научите ребенка называть числа до десяти. Покажите ему одну, две, три детали и так далее. Попросите ребенка показать, где одна фигура, где пять и т.д. Пусть попробует разместить на панели заданное вами количество деталей. Но лучше не “просто так”, а в процессе какой-нибудь игры.
Придумывайте маленькую сюжетную игру (можете использовать игрушки или мини-фигурки). Рассказывайте и показывайте малышу примерно следующее: человечек нашел сначала две ягодки (можно использовать крошечные круглые детали), а потом еще три и так далее. Можно добавить: “два плюс три, равно (равняется, получится, будет, станет – как хотите) пять. И объединяете кружки вместе. И в конце говорите (сосчитав теперь все вместе), сколько всего ягод собрал человечек.

3.Выставьте в ряд несколько фигур. Под ними в ряд несколько фигур (их может быть больше, меньше или столько же). Научите ребенка сравнивать, где больше, а где меньше. Пусть попробует сделать так, чтобы их было поровну или одних фигур больше (или меньше), чем других. Используйте это во время игр, пусть это будут дорожки для разных человечков.
В игре выполняйте простейшие примеры на сложение и вычитание, показывая их деталями. Давайте задания типа:
к одной детальке добавь еще две – сколько получилось;
от четырех кирпичиков отнимем два – сколько получилось;
сколько кубиков нужно добавить к трем, чтоб стало пять;
столько кирпичиков надо убрать от шести, чтобы осталась один и т.д.

4.Записывайте примеры на сложение, используя бумажки, на которых будут написаны знаки “+” и “=”. Два кирпичика, потом знак “+” , потом еще три кирпичика, знак “=” и вместе пять кирпичиков.

5.Стройте башенки из десяти кирпичиков, каждый раз изменяя состав: 1+9, 2+8 и так далее.
Точно так же пройдите другие числа в пределах десятка. Можно играть, что это пироги. Пирог из десяти частей, в котором 2 части с вишней (красные кирпичики) и 8 частей с лимоном (жёлтые).

6. Познакомьтесь с десятками и единицами.
Составляем десятки из деталек. Целый десяток – это десять кирпичиков вместе.
Такой десяток можно взять в руку!

7.Выкладывайте числа, которые будут составлять 4 целый десятка, например, и еще пять кирпичиков. Или три десятка и семь отдельно кирпичиков. Скажите, что каждый кирпичик – это единица.
Далее пробуйте задавать вопросы, типа: составь число, в котором два десятка и три единицы и так далее.
Пересчитайте, сколько это – два десятка и три единицы. Научитесь класть десятки слева, единицы справа. Можно научиться записывать числа, прочитывать.
А теперь десять десятков! Целых сто деталей!
Сто – любимое детьми число. Постепенно из “загадочного” (у меня сто штук машин, а мой папа сто раз так умеет и так далее) превращается в реальное.
Сравнивайте “похожие” числа: 23 и 32, 45 и 54 и так далее.
Просите к исходному числу добавить десяток или добавить три десятка, то же – только единицы. Потом аналогично убавляйте десятки и единицы.

Играем в магазин

Пусть детали будут монетками. Каждая деталь стоит столько, сколько “пимпочек” на ней.
Товаром будут любые игрушки, но не “Лего”. А деньгами придумайте интересное название. Например, “легушки”.
Научите ребёнка, как сдавать сдачу. То есть, если игрушка стоит два игрека, то, давая “кубик”, который “стоит” четыре “легушки”, покупателю должны сдать сдачу 2 “легушки”.
Используйте детали одного типа – кирпичики, кубики, “двушки” (детали с двумя “пупырышками”) и “однушки” (с одним).

Строим по картинке

Сделайте небольшую постройку и сфотографируйте её с 2-3 сторон.
Вставьте все фотографии на один слайд в презентацию.
Покажите ребёнку на экране компьютера и попросите построить такую же. Начинайте, конечно, с очень простых, далее усложняйте.

Зеркало

Положите посередине панели палочку – это будет “зеркало”. Расположите на панельке с левой стороны от палочки в ряд (или одну под другой – башенкой, или узором) две-три-пять фигур.
Попросите расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке, как в зеркале.
Со временем увеличивайте количество элементов в игре.

Запоминаем

Составьте на столе дорожку или башню из нескольких деталей (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (башню), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур.
Составьте дорожку (башню, постройку) из деталей конструктора. Пусть ребенок посмотрит на нее. Уберите дорожку (башню и т.д.). Предложите восстановить самостоятельно.

Знакомство с орнаментом

Возьмите панель – это будет коврик. Мальчики в большинстве своём не любят такие задания, но девочкам – то, что надо.
Из деталей конструктора (базовых кирпичиков, потому что среди них много повторяющихся) выложите простейший орнамент – дорожку в центре “коврика”, в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребенка продолжить орнамент.
Выкладывайте дорожки с «пробелам», то есть, пропуская небольшое (равное) расстояние между деталями.
Сделайте на “коврике” дорожку вдоль краев так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребенка продолжить орнамент или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
Сделайте на “коврике” орнамент, ориентированный на центр – в центре одна фигура, вокруг – другие детали. Попросите ребенка продолжить или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.

Орнамент под диктовку

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку:
Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.
Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.
Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный.
Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д. Но де устраивайте занятия ради занятий. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов. Ну или ещё какого-нибудь сюжета.

Комбинаторика

Предложите ребенку три кубика разных цветов. Пусть выстроит и зарисует все возможные дорожки из этих кубиков так, чтобы сочетание цветов было каждый раз разным. Требуется найти все возможные варианты решения задачи. Подсказка для взрослых – ответов всего шесть.
Еще задание – четыре кубика двух цветов, найти разные сочетания двух цветов.
Попробуйте найти все варианты из пяти кубиков двух цветов (2+3).

Строим по заданию

Детям старшего дошкольного возраста нравится подолгу играть в кубики самостоятельно.
Но вы можете иногда давать задания на изготовление тех или иных построек. Например, построить дом, в котором будет определенное количество этажей и квартир. Или гараж на две маленькие и одну большую машину. Детям, которые любят сказки, можно предложить построить домик для семи гномов (маленький, но с семью квартирками) или домик для Карлсона (естественно, на крыше многоквартирного дома), для динозавра, для приведения и так далее.
Можно попросить построить и самого динозавра или привидение. Это очень смешно и интересно!

Строим копии шедевров мировой архитектуры

Если вы знакомите ребенка с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете попросить ребенка попробовать изобразить кубиками тот или иной знаменитый архитектурный объект. Самый простой для передачи с помощью строительного набора из всех знаменитейших сооружений – это, конечно, Стоунхендж. Но, думаю, что дети с не меньшим вдохновением откликнутся на предложение построить подобие пирамиды Хеопса или Кремлевской стены.

Волшебные предметы

С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть.
Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».

Животные из блоков

И дети и взрослые привыкли, что в наборах “Лего” есть человечки и животные. Но В “Дупло” животных много, а в мелком “Лего” – очень мало. А играть с животными очень интересно! Да и строить их, оказывается, не менее интересно!
1 вариант:
Попробуйте построить животных – только из блоков, без добавления каких-либо других элементов.
2 вариант:
Попробуйте построить животное, добавляя разные НЕ ПОДХОДЯЩИЕ с виду детали.
Попробуйте сделать это без детей. Отличная игра, раскрепощающая взрослых! А потом можете продолжить с детьми.
Получиться может что угодно!

Объясняем, что такое дроби

С помощью “Лего” вы можете объяснить ребёнку много сложных понятий. Например, чтобы узнать, что такое дроби, не обязательно покупать специальное пособие. Можно использовать любимое “Лего”.

Сложите несколько башенок, в каждой 12 кирпичиков.
Одна состоит из 6 кирпичиков одного цвета и 6 – другого.
Вторая поделена на три части: 4 кирпичика одного цвета, 4 – второго, 4 – третьего.
Далее: на четыре части по 3 кирпичика разного цвета.
Затем на 6 частей по 2 кирпичика.

Сравните башни. Они одинаковые. Каждая из них – целая. Верно?
На сколько частей она разделена? На две. Каждая часть называется половинка. Или по-другому – одна вторая. Разделите на части, сравните их, убедитесь, что они одинаковые.
Далее так же познакомьтесь с другими дробями.
Попробуйте сравнивать, что больше – одна вторая или одна третья части.
Прибавляйте к одной второй две вторых. Или к двум четвертым – одну вторую.
Складывайте части вместе и сравнивайте, сколько получилось целых и еще какая часть.
Минимальная часть – одна двенадцатая. Если никакая другая не получается, то складывайте из двенадцати частей.

План и карта

Сделайте из деталей конструктора “блоки” разной формы и размера, которые будут схематично изображать предметы, которые есть у вас в комнате – кровать, шкаф и так далее.
Расставьте “предметы” на плане комнаты. План нарисуйте на бумаге.

Периметр и площадь

От пяти-шести лет! И конечно, только для детей, склонных к математике. Есть дети, которые всё это принимают только через силу, с такими не надо спешить лезть с “сложности” до школы.
За основной элемент, за единицу мы берёт квадратик с четырьмя “пупырышками”. Далее я буду называть его “кубик”.

1. Фигуры и их стороны
Выложите на панели из кубиков прямоугольник, например, длиной 6 кубиков, а шириной четыре кубика.
Спросите у ребенка, какая сторона длиннее, какая короче. Поясните, что длинная сторона прямоугольника называется «длиной», а короткая «шириной». Предложите выложить из кубиков прямоугольник с заданной длиной и шириной, например, длиной шесть кубиков, а шириной в два кубика. Или длиной три кубика и шириной три кубика (пусть ребенок сам обнаружит, что у него получится квадрат, если, конечно, он еще не знаком с этим).

2. Знакомство с периметром
Постройте любой квадрат или прямоугольник из кубиков. Дайте ребенку в руки небольшую игрушку. Пусть игрушка «пройдет» вокруг всей фигуры и посчитает, сколько сторон кубиков она прошла (единицей измерения служит длина стороны кубика). Чтобы ребенок не сбился, откуда он начал, стартовый кубик пусть будет одного цвета, а все остальные другого. Когда путь будет пройден, скажите, что длина всех сторон вместе называется словом «периметр». А вот более строгое определение: «Длина линии, ограничивающей фигуру, называется периметром».
Предложите ребенку сосчитать периметры у других фигур, выстроенных из кубиков (не обязательно прямоугольных).
Предложите ребенку быстро, не пересчитывая, на глаз сказать, периметр какой фигуры из двух вами сложенных больше, чем у другой. А затем проверить свой ответ пересчитав.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданным вами периметром. Это, конечно, может получиться не с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть пробует сложить две фигуры с одинаковым периметром, но разные по форме. А затем еще и сравнит, поровну в них кубиков или нет.
Предложите сложить фигуру периметром больше или меньше, чем заданная.

3.Знакомство с площадью
Сложите из кубиков любую плоскую фигуру на основе (фигура должна быть заполнена кубиками, а не просто контур!). Для начала попроще и поменьше. Предложите ребенку пальцем сосчитать все кубики, которые составляют фигуру. Скажите, что общее их количество называется площадью фигуры. Сколько места занимает фигура с некоторых единицах измерения, так в числовом виде выражается ее площадь. А единица измерения – квадратик – сторона кубика. Впрочем, показать проще, чем объяснить, даже если объяснять простыми словами. Поэтому сложите несколько фигур разной формы и площади и вместе с ребенком сосчитайте их площадь.
Предложите ребенку самостоятельно сосчитать площади других фигур, выстроенных из кубиков.
Постройте фигуру из кубиков двух цветов, пусть ребенок сосчитает площадь, которую занимают кубики красного цвета, и площадь, занятую синими кубиками.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданной вами площадью. Это тоже не всегда получается с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть складывает две фигуры с одинаковой площадью, но разные по форме. А затем сравнит, поровну в них кубиков или нет.

4. И периметр и площадь
Предложите ребенку складывать фигуры с двумя заранее заданными величинами: и площадью, и периметром. Допустим, вот варианты разных по форме фигур площадью шесть кубиков и периметром 12 кубиков; или фигуру площадью 4 кубика, периметром 10 кубиков.

Декартовы координаты

Еще одна “изысканная” забава для старших.
Панель можно разделить (фломастером) на квадраты а сбоку от панели положите бумагу с цифрами. Научите ребёнка определять координаты нужного квадрата. Ставьте детали на нужные клетки.
Удобнее разделить на квадраты по четыре “пупырышка”.


623 278 1 ER 0.1285

"Девочка, с которой детям не разрешали водиться" Ирмгард Койн

Уморительно смешная повесть об искренней, смелой и решительной девочке, которая не может усидеть на месте, развеселит юных читателей, а родителям поможет посмотреть на мир взрослых глазами ребёнка.


592 299 0 ER 0.1270

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОЖИТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА

Иногда родители, говоря о тех или иных методах воспитания, доказывают их верность результатом "у нас больше не бывает истерик" или "мы справились с нытьем", или "как прекратить плач". Как будто бы ребенок плачет, ноет, истерит или скандалит для своего собственного удовольствия или по привычке. Как будто бы ребенок не имеет право расстроиться.

Ни один человек на свете не может существовать в перманентно позитивном состоянии – это просто ненормально, почему мы все время пытаемся добиться этого от ребенка? Не лучше ли дать ему возможность побыть и в расстроенном состоянии, и научить его быть в нем, не считая это концом света. Чтобы, когда он станет взрослым, состояние "мне хреново совсем" не расценивалось как показатель, что жизнь не удалась, ты – полный лузер и вообще жить не стоит, а, скорее, спокойно изнутри рефлексировалось как "сейчас мне плохо, на то есть причины и это точно пройдет". Я всегда говорю детям что-то вроде: "Ты злишься (ты обижен, ты расстроен, тебе плохо) – это у всех бывает, у меня тоже так бывает, это ничего, мы все же человеки, это пройдет".

А еще мне очень помогает применить ситуацию на себя. Вот если мне плохо (не важно, по какой причине), так что я рычу на мужа, срываюсь на детей и плачу в одиночестве? Плохо, обидно беспросветно и жаль себя, что мне поможет?

Поможет ли мне, если мне муж скажет: "Да брось, это все ерунда!" Нет, потому что для меня это не ерунда.

Поможет ли мне, если мне муж скажет: "Посмотри, у тебя же все хорошо, есть куча людей, которым хуже, чем тебе!" Нет, потому что мне наплевать, каково кому-то другому, мне плохо.

Поможет ли мне, если муж скажет: "Прекрати это нытье, ты не маленькая!" Нет, потому что я не могу прекратить его, мне плохо.

Поможет ли мне, если муж скажет: "Иди, поплачь в свою комнату, а когда успокоишься, я с тобой поговорю?" Нет, я почувствую себя брошенной и непонятой.

Поможет ли мне, если муж скажет: "Если ты сейчас же не прекратишь, я не буду с тобой разговаривать!" Нет, я обижусь, это шантаж и угроза, когда мне нужна помощь и поддержка.

Поможет ли мне, если муж скажет: "Я не понимаю, когда ты говоришь таким плаксивым голосом. Скажи нормальным голосом."

Поможет ли мне, если муж меня ударит?

Почему это все говорится детям?

А что мне поможет?

Лично мне поможет ласка, понимание, заверение, что я любима, что он со мной, что все наладится. Мне поможет: "Да, я знаю, моя хорошая, мне бы тоже было ужасно обидно в такой ситуации. Я тебя очень люблю". И только когда я успокоюсь, я готова искать выход из ситуации. Поэтому, когда ребенок ушел за эту грань, когда эмоции его ведут, и он уже не мыслит разумно, я сажусь рядом, и говорю: "Девочка моя, тебе ужасно обидно сейчас, я знаю. Я очень-очень сильно люблю тебя. Ты моя маленькая, моя любимая девочка". И только потом мы ищем выход. Реальный, не обесценивая чувства ребенка.

И чем хуже ребенку, тем сильнее ей нужно сейчас знать, как я ее люблю. Поэтому, я сижу рядом и говорю, как я сильно люблю ее, какая она чудесная, умная, хорошая, как она мне нужна, какая она моя доченька, говорю и говорю, пока она хочет слышать. Я не уговариваю ее беду, ее беда (а их будет еще много) – это ее беда, она должна сама найти способ ее принять, пережить, найти свое внутреннее решение на причину ее расстройства. Ей придется это делать всю ее жизнь. Но насколько же легче это делать, когда ты знаешь, что кто-то тебя сильно-сильно любит.


Когда-нибудь у меня будет много светлой одежды. И я буду ее носить. Не только заглядывать в шкаф, убеждаясь в ее наличии. Но и надевать на себя все эти белые юбки, светлые джинсы, нежно-голубые платьица. Я буду выходить из дома красивой и аккуратной. И такой же возвращаться домой, даже в конце самого длинного дня.

Когда-нибудь я приготовлю себе на ужин то, что захочу. Сяду и съем это все. От начала и до конца, не вскакивая ежеминутно по какому-либо архиважному поводу. Я буду долго и вдумчиво жевать, как советуют все существующие на свете диетологи, ощущать вкус блюда, наслаждаться им, попутно созерцая плывущие за окном облака.

Когда-нибудь я смогу пойти на любой концерт или семинар, ни у кого не отпрашиваясь и не договариваясь предварительно за месяц. А просто так – прямо сегодня узнала, и пошла! Или заранее купила билеты, просмаковала ожидание и пошла. С легкой прямой спиной и совестью, которая не тянет в обратную сторону.

Когда-нибудь я привыкну гулять налегке, со свободными руками и без недельного запаса перекусов в рюкзаке за спиной. Мне не нужно будет толкать, нести или поднимать. Я буду нести только себя. Ну и свою модную сумочку.

Когда-нибудь…

А пока я бегу на море с дочкой в коляске, вприпрыжку догоняя сына, несущегося на велосипеде впереди. Я тащу на себе недельный запас провианта, если мы выдвигаемся куда-то на пару часов. Я открываю шкаф, смотрю с нежностью на свои светло-желтые брючки и выбираю немаркие джинсы (потому через пять шагов дочка ведь все равно запросится на ручки). Я вздыхаю по очередному концерту, на который я снова не пойду этим летом. Ем тайком недозволенное детям. И заглатываю, не жуя, свой обед между "мам, сделай мне еще бутербродик" и "мама, пить!".

Но когда-нибудь все будет совсем по-другому. Мои мечты превратятся в реальность. Ведь все они – лишь вопрос времени.

И тогда, на волне своей свободы и вседозволенности, прогуливаясь летним вечером где-нибудь у моря в летящем платье и с легкой сумочкой на плече, я встречусь глазами с умотанной мамой двоих, а может, и троих детей. Мамой, навьюченной колясками, кругами, слингами и продовольствием на роту солдат. Подойду к ней, загляну в ее покрасневшие от недосыпа глаза и скажу тихо так: "Эй, посмотри на меня. Я выжила! И ты тоже выживешь! Точно-точно, я знаю! Все это пройдет очень быстро, и ты будешь так же гулять налегке и в летящем платьице!”

Но она посмотрит на меня недоверчиво и ответит мне глазами: "Да что ты – выспавшаяся женщина, понимаешь в моей жизни?". И пойдет дальше нести свою почетную вахту.

А я… Буду долго смотреть ей вслед и с удивлением ощущать, как чертовски сильно мне хочется, чтобы кто-нибудь пришлепал ночью босиком к моей постели и сладко подвернулся под бочок. Или пронзил весь пляж криком "мам, смотри, как я плаваю!". Или вынырнул из-за моей спины с вопросом "а что у нас есть вкусненького, мам?", разумеется – в самый неподходящий момент…

Марина Линда, https://mamsila.ru/post/kogda-nibud


872 201 37 ER 0.1582