Знаменитые женщины-путешественницы. Интересные факты о женщинах-путешественницах Видео-интервью с Сарой Оутен во время ее поездки по России

А.Э. Афанасьева

В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины

W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .

Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.

Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.

Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.

Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе-шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.

В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .

Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.

Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.

География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .

Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.

Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.

Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.

Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.

Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.

Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.

Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем-ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин-писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.

Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.

Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.

Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .

Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.

Список литературы

Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883. P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.

Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.

Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal. L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.

Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20.

Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm

Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.

Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14.

См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.

Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un-suitable for ladies, p.214.

Middleton, D. Op.cit., p.8.

Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит. по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1

the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8.

Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.

Blaikie, W.G. Op.cit., p.66.

Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Женщины-путешественницы


© wikipedia.org

© Getty Images



© wikipedia.org



© wikipedia.org



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© lauradekker.nl



© lauradekker.nl



© rosiearoundtheworld.co.uk



© Getty Images



© wikipedia.org

© wikipedia.org

Фото 1 из 15: © wikipedia.org

Когда заходит речь о женщинах-путешественницах, зачастую вспоминают только отважную лягушку из рассказа Гаршина. На наш взгляд, это крайне несправедливо, поэтому к 8 марта сайт решил выбрать восьмерку самых знаменитых представительниц слабого пола, в буквальном смысле покоривших мир.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Кристина Хойновская-Лискевич

Эта полька получила звание "Гранд-дама Океанов" и попала в Книгу рекордов Гиннеса за то, что первая из представительниц слабого пола совершила одиночное кругосветное плавание на яхте. Она доказала, что женщина на корабле - это не обязательно плохая примета.

На своей яхте под названием "Мазурка" Кристина Хойновская-Лискевич прошла через Атлантику и Панамский канал, вышла в Тихий океан, достигла Австралии, затем через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, вышла снова в Атлантику, где в марте 1978 г. замкнула кругосветную "петлю".

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Луиза Бойд

Эту путешественницу называли не иначе как "ледяная женщина". Такое прозвище она получила после своих длительных и полных приключений путешествий по Гренландии.

СОВЕРШИТЕ ВМЕСТЕ с нами .

Ей принадлежат не только исследования фиордов и ледников, но и открытие подводного горного массива в Северном Ледовитом океане, ее путешествия были полны неожиданностей и самых захватывающих приключений. Луиза стала также первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом в 1955 году.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Александра Толстая

"Спортсменка, активистка, комсомолка и просто красавица", - это все можно сказать об Александре Толстой. Только комсомолку надо заменить на "аристократка".

© wikipedia.org

Внучатую племянницу русского писателя Льва Николаевича Толстого всегда увлекали путешествия. В 1999 году Александра вместе с подругами организовала экспедицию по Великому Шелковому пути. Это был конный поход по территории Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Помимо 4-х отважных англичанок, в экспедиции принимал участие проводник - 35-летний Шамиль Галимзянов.

Впоследствии об этом замечательном путешествии Александра, как и Кристина Хойновская-Лискевич, написала книгу "Последние секреты Шелкового пути". Ее издали в Европе и США.

© wikipedia.org

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Элен МакАртур

Эту 34-летнюю британку называют "бегущая по волнам". В 2005 году она в одиночку обогнула земной шар за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды, установив тем самым мировой рекорд.

Что самое интересное, каждый житель Великобритании мог с замиранием сердца следить за "одиссеей" смелой девушки, поскольку на борту ее яхты была установлена видеокамера. В интернете вы даже можете найти фильм об этом удивительном приключении, который называется The Official Record Breaking Story.

© Getty Images

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Рози Суэйл-Поуп

Хотите верьте, хотите нет, но эта смелая женщина осуществила кругосветное путешествие на… своих двух! Да-да-да, это не опечатка. Рози Суэйл-Поуп действительно обошла всю планету пешком (точнее, больше половины пробежала трусцой). Кругосветка заняла у нее долгих 5 лет! Путешественница пробежала более 32 тысяч километров, маршрут проходил через Европу, Россию, США и Канаду. И это в 57 лет!

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самое интересное, что на такой подвиг она решилась после смерти своего мужа.

Мое сердце было разбито, и я должна была что-то делать, - рассказывает отважная англичанка.

И Рози в буквальном смысле решила убежать от плохих мыслей. Она достала карту мира, проложила маршрут и отправилась в путешествие. Естественно, без подготовки не обошлось.

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Джессика Уотсон

Вспомните, какие интересы у вас были в 16 лет? Некоторых, думаем, родители еще без спросу в другой район города не отпускали. А вот школьница из Австралии по имени Джессика Уотсон в таком возрасте уже совершила кругосветное путешествие.

Справедливости ради стоит отметить, что и в ее случае родители были против и пытались отговорить девочку от рискованной затеи, однако та проявила характер.

Я терпеть не могу, когда кто-то пытается учить меня жизни, - заявила 16-летняя Джессика. - Я хотела испытать себя и сделать что-то такое, чем могла бы потом гордиться.

© Getty Images

И совершила! 210 дней провела в море австралийка, самостоятельно пересекла Тихий, Атлантический и Индийский океаны и преодолела около 42,6 тысячи километров. Правда, в Книгу рекордов Гиннеса не попала - там решили не регистрировать подобные достижения, чтобы не провоцировать на опасное путешествие остальных юных мореплавателей.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Лора Деккер

"Она родилась на борту яхты у берегов Новой Зеландии", - этот факт из биографии 16-летней голландки Лоры Деккер уже говорит о многом. Девочка по-настоящему влюблена в море и уже в 14 лет попыталась совершить кругосветное путешествие на своей двухмачтовой яхте "Гуппи".

© lauradekker.nl

Тогда ее вернули домой, ведь никто разрешение на такое опасное плавание не давал. Точнее, родители, которые с малых лет привили своей дочке любовь к мореплаванию, были не против, но органы опеки забили тревогу.

Но ничто не могло унять страсть юной путешественницы покорить мир, и вот по достижению совершеннолетия она сделала попытку №2. На этот раз удачную. На своей небольшой лодке Лора Деккер преодолела ни много ни мало - 43 тысячи 450 километров. Поскольку голландка была немного младше Джессики Уотсон, именно ей отдали пальму первенства в рейтинге самых юных "кругосветников".

© lauradekker.nl

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Сара Оутен

"Байдарка, велосипед и каяк" - именно эти три предмета стали лучшими друзьями британки Сары Оутен на длительное время. Видимо, ей стало мало рекорда, который она установила в 2009 году, когда в одиночку на лодке пересекла Индийский океан, и она решила обогнуть весь земной шар.

На каяке по Темзе через Ла-Манш во Францию. Далее - на велосипеде по Европе и Азии. Переправиться с континента в Японию она планирует через пролив Лаперуза на каяке, затем снова на велосипеде преодолеть острова Хоккайдо и Хонсю, на лодке пересечь Тихий океан, опять на двухколесном коне проехать поперек Северной Америки, снова на лодке пересечь Атлантику и вернуться в Лондон. Вот такой маршрут был у смелой женщины.

© Getty Images

Ее путешествие еще продолжается. За всеми обновлениями можете следить в блоге Сары Оутен.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Обычно, когда мы представляем себе путешественников, это заросшие бородой мужчины, ищущие новые края и ощущения. Однако, в истории путешествий существует немало представительниц женского пола, пересекших земной шар вдоль и поперек.

Леди Хестер Стэнхоуп.
Леди Хестер, дочь третьего графа Стэнхоупа, родилась в эпоху становления Британской империи. Ее страсть к путешествиям начала проявляться еще в юном возрасте, когда она пыталась уплать во Францию в малюсенькой лодке. Однако, вскоре после замужества она отказалась от своих затей. Лишь после смерти супруга, леди Хестер начала свои путешествия. Первой ее целью были Афины, затем она направилась в Египет. Их корабль затонул неподалеку от острова РОдосс и ей пришлось продолжить путешествие пешком. Она была первым жителем Европы, посетившим столько арабских городов. Последние годы жизни она провела замурованной во дворце в сердце Ливана.


Энни Смит Пек.
Энни Смит Пек - одна из известнейших американских альпинисток. В первые интерес к альпинизму пробудился у нее, когда она воочию увидела мощь и величество горы Маттерхорн. Она начала тренироваться и в итоге покорила гору. В 1908 году Энни, которой на тот момент было 58 лет, в Андах совершила восхождение на пик горы Хуаскаран, высота которой составляла 6656 метров, в результате чего поставила «общеамериканский» рекорд.


Гудридур.
Гудридур выросла в Исландии в конце 10 века и, будучи молодой женщиной, доплыла до Америки на судне викингов в составе одной из первых экспедиций. Она родила первого европейского ребёнка на земле Северной Америки. Затем она вернулась в Исландию и совершила паломничество к Римскому Папе. Вернувшись на родину, она дожила до преклонного возраста, стала уважаемой матерью многих, чьи потомки все ещё живут в Исландии.


Гаррет Чалмерс Адамс.
Свою любовь к путешествиям Адамс унаследовала от своего отца, возившего ее в дествте на верховые прогулки в горы. После замужества Гаррет вместе со своим супругом посетила все достопримечательности МЕксики - руины ацтеков и майя, не зависимо от степени их удаленности от цивилизованного мира.


Фрея Старк.
У Фреи Старк было хрупкое здоровье и слабое сердце, и любой другой в ее положении предпочел бы оставаться дома, но Фрея Старк поступила наоборот. Она решила, что лучше умереть, чем смириться с жизнью инвалида. Изучив арабский язык в Школе востоковедения в Лондоне, она выбрала маршрутом своего путешествия Средний Восток. В течение нескольких лет Фрея Старк неутомимо путешествовала по горам, исследуя отдаленные области Востока и нанося их на карту. В годы Второй мировой войны она была сотрудником британского Министерства информации и освещала события в арабских странах; путешествовала по Китаю; регулярно бывала в Турции и проделала путь Александра Македонского от Карии до Киликии.


Нелли Блай.
Нью-Йоркская журналистка Нелли Блай стала единственной женщиной, задалвшейся целью побить рекорд героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Нелли Блай превысила его, объехав Землю вокруг за 72 дня 6 часов 10 минут 11 секунд, используя самые обычные средства связи и виды транспорта.


Луиза Бойд.
Луиза Бойд получила прозвище «ледяная женщина» благодаря своим полным приключений исследованиям Гренландии. Бойд не только изучала фиорды и ледники, но и открыла подводный горный массив в Северном Ледовитом океане. А в 1955 году Луиза стала первой женщиной, которая пролетела над Северным полюсом.


Кира Салак.
Несмотря на то, что кажется золотой век путешествий миновал, журналистка Кира Салак, продолжает традиции знаменитых женщин-путещественниц. Кира написала множество книг по материалам своих путешествий по таким странам, как Папуа-Новая Гвинея, Перу, Иран, Бутан, Мали, Ливия, Бирма. Возможно, одно из самых отважных ее путешествий было в Конго, по следам горных горилл.


Мэри Кингсли.
Мэри Кингсли - английская писательница и исследователь Африки. За время своих путешествий Мэри Кингсли собирала неизвестные образцы насекомых и рыб, исследовала экваториальный район реки Огове, проникала в джунгли, где встречалась с племенами каннибалов, совершила восхождение на гору Камерун. Одной из первых изучила и описала искусство, ремесла и образ жизни африканских племен, с которыми встречалась.


Гертруда Белл.
Гертруда Белл имела несколько прозвищ: арабы называли ее «дочь пустыни», «некоронованная королева Ирака». За приобретенные знания, во время первой Мировой войны, Бэлл была направлена на службу в британскую разведку. Она совершила два кругосветных путешествия с 1897 по 1898 гг. и с 1902 по 1903. Ее восхождение на Альпы заслужило ей славу альпиниста.

«Жить во время путешествия – это мечта в чистом виде».
(Агата Кристи)

Позади лето – сезон отпусков, поездок и путешествий. Но для настоящих путешественников нет преград ни во времени, ни в расстоянии. «Путешествия, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя» – сказал французский писатель Альбер Камю . В преддверии Всемирного Дня Туризма , который отмечается 27 сентября, мы хотим познакомить вас с самыми знаменитыми женщинами-путешественницами . Да-да, не только мужчины открывали новые страны и континенты! Мы, женщины, нисколько ни меньше жаждем приключений и способны пуститься в самые отчаянные авантюры!

Гудридур.

Историю жизни этой потрясающей женщины донесли до нас исландские саги. Гудридур родилась примерно в 980 году. Вместе со своим мужем и его викингами она первой из женщин доплыла до берегов Северной Америки. Во время второго приезда она родила на берегах нового Света сына – Снорри. Это был первый европеец, рожденный в Америке. Гудриур совершила также паломничество в Рим , где поведала о своих путешествиях самому Папе Римскому.

Эстер Стэнхоуп.

Эта известная путешественница жила в Англии, в конце 18 – начале 19 века. Дочь графа Стэнхоупа с детства отличалась строптивым характером и ещё маленькой девочкой пыталась на лодке доплыть до Франции. Впоследствии Эстер Стэнхоуп стала первой женщиной, посетившей множество арабских стран, побывав в Египте, Сирии, Палестине, Ливане, на Мальте, Пелопоннесе, Ионических островах и Гибралтаре. Она участвовала также в первых археологических раскопках на Святой Земле, в Ашкелоне , в 1815 году.

Энни Смит Пек.

Знаменитая американская альпинистка, магистр Мичиганского университета. Родилась в 1850 году, в Провиденсе. Ей одной из первых покорились почти все вершины Северной и Южной Америки , а также Европы. В 58 лет Энни Смит Пек поднялась на Хуаскаран (6656 м) в Андах, в 61 год – на Коропуна (6377 м). Последнее восхождение Энни совершила в 82 года! На основе своих петешествий она написала множество книг и читала лекции в ведущих университетах.

Фрея Старк.

Британская исследовательница и путешественница, родилась в 1893 году в Париже. Фрея – первая европейская женщина, побывавшая в Аравийской пустыне. Ближний и Средний Восток были её любовью. Она изучила персидский и арабский языки, побывала в Китае, Турции, Афганистане, прошла путем Александра Македонского от Киликии до Карии. Фрея Старк написала более 20 книг о своих путешествиях и дожила до 100 лет!

Мэри Кингсли.

Дочь известного писателя и путешественника Джорджа Кингсли, родилась в 1862 году в Лондоне. Мэри Кингсли – исследовательница Африки. Она побывала в Луанде, Анголе, Сьерра-Леоне. Туземцы научили Мэри выживать в джунглях, что позволило ей посетить самые отдаленные уголки, описать много новых видов растений и животных.

Потанина Александра Викторовна.

Наша соотечественница – исследовательница малоизвестных районов Центральной Азии. Родилась в 1843 году в Нижегородской губернии. Александра Потанина – первая женщина, принятая в Русское Географическое Общество . Вместе со своим мужем она принимала участие в экспедиционных выездах по Монголии, Китаю, Восточному Тибету. Сведения, полученные в ходе экспедиций, легли в основу многих её трудов, за которые Александра Викторовна была удостоена Большой Золотой Медали за вклад в географическую науку.

Александра Давид Неэль.

Знаменитая французская , открывшая миру тайны Тибета. С её биографией мы уже знакомили читателей Последнее свое путешествие Александра совершила в 82 года, покорив один из альпийских перевалов. А 1969 году, в свой 100-летний юбилей, она получила новый загранпаспорт и французский Орден Почетного Легиона!

Элизабет Кокрейн (Нэлли Блай).

Элизабет Кокрейн родилась в 1864 году в штате Пенсильвания. Эта известная американская журналистка повторила путь Жюля Верна из романа «Вокруг света за 80 дней». Ей удалось обогнуть земной шар за 72 дня!

Гертруда Белл.

Британская путешественница, археолог, писательница и разведчик. В период с 1880 по 1926 год Гертруда Белл совершила многочисленные путешествия по Сирии, Аравии, Ираку, Малой Азии и Месопотамии. Принимала активное участие в культурной и политической жизни этих стран, основала множество археологических музеев.

Луиза Бойд.

«Ледяная женщина» - так называли американку Луизу Бойд . Она знаменита исследованиями Гренландии и открытием подводного массива в Северном Ледовитом океане. В 1955 году Луиза стала первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом на самолете.

Анни Коэн Копчовски.

Анни Коэн Копчовски – первая женщина, совершившая в 1894 году кругосветное путешествие на велосипеде. На тот момент у Анни было уже трое детей, но это её не остановило! За успешную попытку ей был обещан приз в 10 000 долларов (немалые деньги на тот момент) . И она его получила!

Немало отважных путешественниц есть и среди наших современниц.
Американка Рози Суэйл-Поуп в 2003 году, в возрасте 57 лет совершила кругосветное путешествие пешком! Приключение заняло 5 лет!

Первой яхтсменкой, совершившей одиночное плавание вокруг света в 1978 году , считается польская путешественница Кристина Хойновская-Лискевич. Англичанка Элен МакАртур в 2005 году установила мировой рекорд, обогнув земной шар на яхте за 71 день!
Самые юные путешественницы – австралийка Джессика Уотсон и уроженка Голландии – Лаура Деккер . В 2010 году Джессика совершила одиночное кругосветное плавание на яхте в возрасте 16 лет! Путешествие длилось 210 дней, о нем юная леди написала книгу «Сила мечты». Лаура также обогнула земной шар на яхте в 16 лет, хотя порывалась сделать это и в 14!

Испанка Эдурне Пасабан – первая из женщин, покорившая все 14 вершин восьмитысячников .
Её подвиг повторила австрийка Герлинда Кальтенбруннер, и уже без кислородной маски.

Внучатая племянница Льва Толстого – Александра Толстая – прошла верхом на лошади по Великому Шелковому пути, от Байкала до Монголии, от Москвы до Ашхабада через пустыню Кара-Кум.

И это далеко не полный список отважных путешественниц, смело идущих навстречу своей мечте. Просто диву даешься, глядя на этих милых дам, и говоришь себе: «Для нас, женщин, нет ничего невозможного!»

Знаменитые женщины-путешественницы

О великих путешественниках написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эти мужчины покоряли океаны, переходили горы, открывали новые земли и жили в диких племенах. Каждый может назвать хотя бы одного путешественника, но как насчет знаменитых женщин-путешественниц?

В России есть лишь одна повсеместно известная путешественница – отважная лягушка из рассказа Гаршина. Кого-то такое положение вещей, возможно, и повеселит, но в основном оно способно вызвать у представительниц прекрасного пола лишь праведный гнев. Давайте же не будем давать феминисткам очередного повода кричать о дискриминации, а сделаем небольшой экскурс в историю женских странствий по свету.

Первыми путешественницами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету и вступать в члены географических сообществ с собственными открытиями, стали англичанки, и случилось это в XVIII веке. Именно тогда интересовавшаяся географией леди Мэри Уортли Монтегрю решительно подоткнула юбки и отправилась в путешествие по Европе, Азии и Африке, а потом описала свои впечатления в книге. Но поначалу женщин-путешественниц не воспринимали всерьез, их инициативы не поддерживались, а книги считались чтивом для скучающих светских львиц, которым еще не пришла в голову такая прихоть, как путешествия куда-то, кроме как «на воды». Плюс ко всему, это была неслыханная дерзость и эмансипация.

Однако вслед за англичанками колесить по миру начали американки, и к концу XIX века женщина, поднявшаяся на Монблан или отправившаяся изучать Сирию, уже никого не удивляла. Сейчас маршруты и исследования женщин-путешественниц имеют такое же значение и заслуживают такого же внимания, как и их коллеги сильного пола. Однако имена большинства путешественниц так и остаются неизвестными широкой публике. Поэтому рассказываем о некоторых отважных девушках, которые и коня на скаку могут остановить, и море им по колено, и белые медведи не пугают.

Александра Толстая

Английская аристократка, член Королевского географического общества, не однофамилица, а самая что ни на есть настоящая наследница графа Льва Толстого. У авантюрной и смелой Александры две большие страсти — путешествия и лошади. В 1999 году она впервые в современной истории повторила маршрут Великого шелкового пути от Туркмении до Китая. Экспедиция, которую тогда возглавила Александра, состояла из четырех девушек-наездниц и одного мужчины-проводника. По дороге Александра написала исследовательскую книгу.

Ее следующий маршрут пролегал из России в Монголию, а затем она снова решила пройти исторический путь и повторить легендарный переход 1935 года из Ашхабада в Москву (тогда конная экспедиция прошла 4000 километров за 84 дня), и даже лошадей выбрала той же породы – ахалтекинцев. С первого раза затея не удалась из-за изменившихся с того времени государственных границ, и экспедиции Александры удалось дойти только до Оренбурга.

Упорная девушка вернулась в Англию, а через два года все-таки довела дело до конца и триумфально закончила маршрут в Москве у памятника Жукову после восьми месяцев пути. Александра живет сразу в нескольких странах и никогда нигде не задерживается подолгу, но основным своим домом считает Россию и Англию. Все свои экспедиции Толстая организовывает и проходит вместе с мужем — после покорения Великого шелкового пути она вышла замуж за того самого единственного мужчину-проводника – профессионального наездника, мастера спорта по конкуру Шамиля Галимзянова.

Кристина Хойновская-Лискевич

Уникальная польская путешественница, ставшая первой женщиной в мире, в одиночку совершившей кругосветное плавание. По образованию Кристина – инженер-кораблестроитель, по профессии – капитан дальнего плавания, по пристрастиям – яхтсменка. Такая женщина просто не может не быть экстремалкой.

Покорительница океанов начала свою кругосветку в 1976 году на Канарских островах в порту Лас-Пальмас. Плыла Кристина на океанской яхте с веселым названием «Мазурка», проектированием и постройкой которой руководил ее муж. От Канарских островов она отправилась в направлении Барбадоса, в Карибское море и Панамский канал, затем в Тихий океан, на Таити, Фиджи, в Австралию, Индийский океан и южный берег Африки.

Через два года после старта Хойновская-Лискевич вернулась в Лас-Пальмас, в порту ее встречали бурными овациями. На воде Кристина провела в общей сложности 401 день, остальное время ушло на заходы в порты. По возвращении полька тут же стала легендой, ее имя занесли в Книгу рекордов Гиннесса, а сама она написала книгу о том, как справлялась с опасной и тяжелой работой и как ей удалось выйти невредимой из всех штормов, преодолеть рифы и спастись от ураганов.

После кругосветки Хойновской-Лискевич океан начал манить женщин, и 10 лет спустя другая мореплавательница — австралийский конструктор парусных лодок Кэй Котти совершила еще более рисковое путешествие – она прошла кругосветку за 189 дней без единого захода в порт!

Любовь Случевская Российская путешественница прославилась совсем недавно. В 2006 году она в одиночку пересекла пять стран Африки, стартовав в Хургаде и завершив свой поход на острове Занзибар в Танзании. Экспедиция Случевской была культурно-этнографической и проводилась в рамках проекта передвижной выставки рисунков (который она сама же и придумала) «Африка – Дружественный мир». Египет, Судан, Эфиопию, Кению и Танзанию путешественница прошла с рюкзаком, в котором лежали рисунки российских детей, и в каждой стране она устраивала выставки.

Путешественница совсем не была готова к тому, что жители африканских стран настолько активно захотят поучаствовать в проекте, что к концу пути она несла уже рисунки не только российских, но и африканских ребят. Обратный путь Любовь проделала по тому же маршруту, и все путешествие заняло у нее четыре месяца – и туда, и обратно передвигалась она пешком или автостопом. Путь дался ей легко: она
рассказывает, что за первые полтора месяца адаптировалась и к климату, и к местной пище и научилась быть ко всему готовой, а пограничники не чинили ей никаких препятствий, так как знали о цели ее путешествия. Самое неприятное случилось в конце пути – в Танзании на нее напали трое бандитов, отнявшие сумку с личными вещами и документами. Вернувшись, Случевская задумала на будущее новый и более опасный маршрут: Марокко, Мали, Мавритания и Сенегал.

Лив Арнесен и Энн Бэнкрофт

Норвежская арктическая исследовательница не раз заслуживала звания «Первая женщина в мире, которая…». В 1991 году бывшая школьная учительница Лив Арнесен стала первой женщиной в мире, которая организовала и возглавила первую женскую экспедицию в Гренландию. Правда, полноценной экспедицией это назвать нельзя – она вышла в путь с двумя спутницами и прошла только три дня, потом женщины вернулись из-за урагана. Но через год Лив вдвоем с подругой снова отправились в путь и на этот раз пересекли Гренландию за 23 дня. Затем Лив стала первой женщиной, которая в одиночку на лыжах добралась до Южного полюса. Она шла пятьдесят дней при температуре от – 40 до –60 градусов, таща за собой санки с 85 килограммами снаряжения и 15-килограмовый рюкзак.

Четыре года назад 51-летняя Лив скооперировалась с 50-летней американкой Энн Бэнкрофт, и они задумали совместное отчаянное пересечение Северного Ледовитого океана. Энн к тому времени уже носила звание первой женщины в мире, достигшей Северного полюса на собачьей упряжке. Путешественницы задумывали 100-дневную экспедицию с прямой связью с радиослушателями Норвегии, но им пришлось прервать маршрут из-за смещения арктического льда – вместе с поломанным снаряжением их эвакуировали с дрейфующей льдины. Перед маршрутом женщины были уверены, что их главной проблемой станут встречи с белыми медведями, а никак не отколовшаяся льдина. Несмотря на неудачу, Лив и Энн не отказались от своей идеи и задумывают повторить путешествие.

Марло Морган

Американка Морган совершено не собиралась прославиться как путешественница, однако жизнь ее повернулась именно так. Медик по образованию, она принимала участие в государственной реформе медицины в Австралии. И однажды ее австралийский коллега предложил Марло совершить путешествие вглубь континента к коренным племенам. В результате американка, которая к тому времени уже вышла на пенсию, прожила в племени австралийских аборигенов четыре месяца. Встретили ее недружелюбно, сожгли все ее вещи вместе с техникой и деньгами, которые она привезла с собой.

Племени, и думала, что совершает настоящее открытие. И хотя в этом она ошиблась и о племени было известно, книга все равно стала бестселлером…