Занимательная физика для самых маленьких. Интересные опыты по физике для детей. Как доступно объяснить ребенку физику, не выходя из кухни

На школьных уроках физики учителя всегда говорят, что физические явления повсюду в нашей жизни. Только мы частенько об этом забываем. Меж тем, удивительное рядом! Не думайте, что для организации физических опытов на дому вам потребуется что-то сверхъестественное. И вот вам несколько доказательств;)

Магнитный карандаш

Что необходимо приготовить?

  • Батарейку.
  • Толстый карандаш.
  • Медную изолированную проволоку диаметром 0,2–0,3 мм и длиной несколько метров (чем больше, тем лучше).
  • Скотч.

Проведение опыта

Намотайте проволоку вплотную виток к витку на карандаш, не доходя до его краев по 1 см. Кончился один ряд - наматывайте другой сверху в обратную сторону. И так, пока не закончится вся проволока. Не забудьте оставить свободными два конца проволоки по 8–10 см. Чтобы витки после намотки не разматывались, закрепите их скотчем. Зачистите свободные концы проволоки и подсоедините их к контактам батарейки.

Что произошло?

Получился магнит! Попробуйте поднести к нему маленькие железные предметы - скрепку, шпильку. Притягиваются!

Повелитель воды

Что необходимо приготовить?

  • Палочку из оргстекла (например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расчёску).
  • Сухую тряпочку из шёлка или шерсти (например, шерстяной свитер).

Проведение опыта

Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку или расчёску о приготовленную тряпочку. Быстро приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь её.

Что произойдёт?

Струя воды изогнётся дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что получится.

Волчок

Что необходимо приготовить?

  • Бумагу, иголку и ластик.
  • Палочку и сухую шерстяную тряпочку из предыдущего опыта.

Проведение опыта

Управлять можно не только водой! Вырежьте полоску бумаги шириной 1–2 см и длиной 10–15 см, изогните по краям и посередине, как показано на рисунке. Воткните иголку острым концом в ластик. Уравновесьте заготовку-волчок на иголке. Подготовьте «волшебную палочку», потрите её о сухую тряпочку и поднесите к одному из концов бумажной полоски сбоку или сверху, не касаясь её.

Что произойдёт?

Полоска станет раскачиваться вверх-вниз, как качели, или будет крутиться, как карусель. А если вы сможете вырезать из тонкой бумаги бабочку, то опыт будет ещё интереснее.

Лед и пламя

(опыт проводится в солнечный день)

Что необходимо приготовить?

  • Небольшую чашку с круглым дном.
  • Кусочек сухой бумажки.

Проведение опыта

Налейте в чашку воды и поставьте в морозилку. Когда вода превратится в лёд, выньте чашку и поставьте в ёмкость с горячей водой. Через некоторое время лёд отделится от чашки. Теперь выйдите на балкон, положите кусочек бумажки на каменный пол балкона. Куском льда сфокусируйте солнце на бумажке.

Что произойдёт?

Бумага должна обуглиться, ведь в руках уже не просто лед… Вы догадались, что сделали лупу?

Неправильное зеркало

Что необходимо приготовить?

  • Прозрачную банку с плотно закрывающейся крышкой.
  • Зеркало.

Проведение опыта

Налейте в банку воды с излишком и закройте крышкой, чтобы внутрь не попали пузыри воздуха. Приставьте банку к зеркалу крышкой вверх. Теперь можно смотреться в «зеркало».

Приблизьте лицо и посмотрите внутрь. Там будет уменьшенное изображение. Теперь начинайте наклонять банку в сторону, не отрывая от зеркала.

Что произойдёт?

Отражение вашей головы в банке, само собой, будет тоже наклоняться, пока не окажется перевёрнутым вниз, при этом ног так и не будет видно. Поднимите банку, и отражение вновь перевернётся.

Коктейль с пузырьками

Что необходимо приготовить?

  • Стакан с крепким раствором поваренной соли.
  • Батарейку от карманного фонарика.
  • Два кусочка медной проволоки длиной примерно по 10 см.
  • Мелкую наждачную бумагу.

Проведение опыта

Зачистите концы проволоки мелкой наждачной шкуркой. Подсоедините к каждому полюсу батарейки по одному концу проволочек. Свободные концы проволочек опустите в стакан с раствором.

Что произошло?

Вблизи опущенных концов проволоки будут подниматься пузырьки.

Батарейка из лимона

Что необходимо приготовить?

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2–0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта

Зачистите противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2–3 см. Вставьте в лимон скрепку, прикрутите к ней конец одной из проволочек. Воткните в лимон в 1–1,5 см от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткните лимон в этом месте иголкой. Возьмите два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.

Что произойдёт?

Лампочка загорится!

Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, не подозреваете об этом. Почему происходит то или иное явление вы узнаете в школе, — всему свое время. А те, кто в школе был, и все забыл, не расстраивайтесь), здесь есть все и для всех. Мало ли что в жизни пригодится.

Почти научные опыты на кухне

Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.

Протяни нитку через лед

Выходит, что обыкновенный лед - вещь нешуточная, порой даже опасная. Но есть у него слабое место. Лед можно разрезать… проволокой!

Положи брусок льда или большую сосульку на спинки двух стульев. Накинь на этот лед петлю из стальной проволоки толщиной не более 0,5 мм и подвесь к ней два утюга. Медленно, но неуклонно проволока врезается в лед. Все глубже, глубже… И вот уже бух! Утюги упали, проволока прошла насквозь. Смотри-ка, а ледяной брусок цел, словно его и не резали. Как это могло случиться?

Искуснее Колумба

«Христофор Колумб был великий человек,- писал один школьник в своем классном сочинении,- он открыл Америку и поставил яйцо». Оба подвига казались юному школьнику одинаково достойными изумления. Напротив, американский юморист Марк Твен не видел ничего удивительного в том, что Колумб открыл Америку. «Было бы удивительно, если бы он не нашел ее на месте».

А я осмеливаюсь думать, что не много стоит второй подвиг великого мореплавателя. Вы знаете, как Колумб поставил яйцо? Попросту придавил его к столу, сломив скорлупу в нижней части. При этом он, разумеется, изменил форму яйца. А как поставить яйцо, не меняя его формы? Этой задачи отважный моряк так и не разрешил.

Между тем это несравненно легче, чем открыть Америку и даже самый крошечный островок. Укажу вам три способа: один - для вареных яиц, другой - для сырых, третий - для тех и других.

Центробежная сила

С центробежной силой мы встречаемся гораздо чаще, чем сами подозреваем. Вы кружите вокруг руки камень, привязанный к бечевке. Вы чувствуете, как бечевка при этом натягивается и грозит разорваться под действием центробежной силы. Старинное оружие для метания камней - праща - работает той же силой. Центробежная сила разрывает жёрнов, если он заверчен слишком быстро и если он недостаточно прочен. Если вы ловки, та же сила поможет вам выполнить фокус

«Физика на воздушных шариках»

1 видео

Фокусы с водой

1 видео

Физика на кухне

1 видео

Rubens Tube physics experiment

1 видео

Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами

1 видео

Занимательные физические опыты "Мой брат волшебник"

1 видео

Физические опыты - "Космос у тебя дома"

1 видео

Дым из воды

1 видео

Законы физики - батарейка и шуруп

1 видео

Занимательная физика в вопросах и ответах Сайт Елькина Виктора

Я. И. Перельман Занимательная физика

Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики , научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Физика для самых маленьких (для детей от 2 до 10 лет)

Если Ваш ребенок спрашивает Вас почему снег тает и превращается в воду, а вода кипит и превращается в пар, значит настало время познакомить его с нашим фильмом. «Физика для самых маленьких» - это та программа, которая поможет ему найти ответ на очень многие вопросы. Зайчик и его новый друг Робот в легкой и увлекательной манере объяснят Вашему ребенку как устроено все в окружающем нас мире с точки зрения великой науки Физики. Кстати, советуем посмотреть фильм всей семьей, потом будет легче отвечать на детские «Почему?» и «Как?». Размер файла мультика: 365.34 МБ

Плывущий по воздуху

Для дела нам понадобятся листы папиросной бумаги, полоски картона, немного казеинового клея или ПВА (но не силикатного), старые газеты, ножницы, линейка и угольник.

Запускать шар лучше с напарником - один держит его за петлю, другой наполняет воздухом.

Аккуратно склеенный шар может продержаться в воздухе довольно долго и одолеть большие расстояния. Конечно, если помещение позволяет.

Странные звуки

Возьми двухлитроваую бутылку из-под лимонада, монету, которой можно накрыть горлышко бутылки, чашку воды.

1. Положи на несколько минут в морозильник пустую незакрытую бутылку.
2. Смочи монетку водой.
3. Накрой монеткой вынутую из морозильника бутылку.

Через несколько секунд монетка начинает подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издаёт звуки, напоминающие щелчки. Монетку поднимает воздух, который в морозильнике сжался и занял меньший объём, а теперь нагрелся и начал расширяться.

Могучее дыхание

Возьми одежную вешалку, крепкие нитки, книгу.

1. Привяжи книгу с помощью ниток к одёжной вешалке (см. рис.)
2. Повесь вешалку на бельевую верёвку.
3. Встань около книги на расстоянии примерно 30 см. Изо всех сил подуй на книгу Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуй на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуй ей вслед. И так несколько раз.

Оказывается, такими повторяющимися легкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Возьми лист бумаги, пустую стеклянную банку, две жестяные банки.

1. Поставь две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положи сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3. Поставь наверх пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь согни лист бумаги гармошкой (рис. А, Б, В, Г).
5. Положи эту «гармошку» на две жестяные банки и поставь на неё стеклянную банку (рис. Д). Гармошка не прогибается.

Умные игры - Физика

Выпуск набора «Юный физик» для проведения 50 опытов по электричеству приурочен к столетию выхода в свет классического трехтомного труда Тома Тита – «Занимательная наука». Слова, написанные в предисловии к ее первому изданию, остаются актуальными и сегодня: «Среди опытов, описанных в этой книге, есть простые затеи, которые будут развлечением для родителей и детей, собравшихся вечером за столом. И другие здесь есть затеи, – настоящие научные опыты; они заставят полюбить физику, чудесную науку, которой мы обязаны открытием пара, телефона, фонографа, и которая, быть может, завтра откроет нам новые тайны. Париж, 1 января 1890 г.» Набор «Научные развлечения» – игра для детей от 7 до 14 лет.

Личный опыт в проведении опытов

Расскажу, что мы делали дома, а то пишу пишу про опыты, все это болтовня, а это так сказать, доказательства.
Ну, во-первых, Ребенок приходит с кружка «Мое первое путешествие в науку, опыты по физики и химии», и пытается повторить опыты дома, если конечно это возможно, так как для некоторых опытов необходимо специальные реактивы.
Вот, что нам с папой было показано:
1.Налила воду в стакан и перевернула его вверх дном. Как и следовало ожидать, вода вылилась. Затем, она еще раз налила воду в тот же стакан, накрыла его листком бумаги, плотно прижала листок к краю стакана, перевернула стакан и отпустила листок. Результат – вода не выливается. Фокус удался только с третьего раза.
2.Фольга, которая умеет танцевать. Опыт простой, вот, что необходимо сделать. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
3. Спасение шарика. Все мы знаем, что если проколоть шарик, то он лопнет. Доча показала, что можно проткнуть шарик, и он останется цел. Вы можете так же повторить этот опыт. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
4. Преломление света . Это самое простое, стакан наполнить водой, поставить в него ручку или карандаш, и посмотреть.
Опытов было не мало, я к сожалению не все помню, и не все могу описать.
5. А так, мы развлекались на пляже. Притащили из дома с собой лупу, и показали ей,
, как лупа фокусирует солнечные лучи. Для начала мы направляли лупу на каплю воды и наблюдали. Потом пытались поджечь бумагу, белую и черную. Делали выводы, о том, что загорится быстрее, и почему. Под конец отпуска, хозяин, выпилил нам красивый кусочек фанерки, мы написали имя ребенка, и место, где отдыхали. А выжгли эти надписи доча вместе с папой. Опыты конечно сопровождались объяснениями, рассказывали, что именно благодаря своему свойству фокусировать лучи света в одной точке, лупа и увеличивает предметы. До того, как выйти на пляж с лупой, объяснили, что нельзя через лупу смотреть на солнце сгорит глаз. То, что это не шутка, папа сразу подтвердил, поджег кусок бумаги, которая мгновенно вспыхнула. И главное, чтобы дочка не решила экспериментировать самостоятельно, старались прятать лупу подальше, и давали ей лупу, только в нашем присутствии.
6. Наша почемучка замучила нас тем, а как сделать лупу самим, ответ на ее вопрос получился таким. Ведь капля - это естественная линза, увеличивающая предметы. Для малыша это будет удивительное открытие. Заранее подготовьте пластмассовую пластинку: вырежьте при помощи раскаленного инструмента дырочку диаметром 5-6 мм. Края отверстия отшлифуйте. Предложите малышу пальцем осторожно нанести на дырочку каплю воды и посмотреть сквозь нее на цветок, букашку, сосновую иголку, семечко одуванчика. Пусть он сам обнаружит, что капля воды - это природная линза. Подсказку нашли на сайте, http://www.danilova.ru.
7. Вот еще какой опыт можно провести, используя солнечные лучи. Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Надежда Лифанова
Проект «Занимательная физика»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Занимательная физика »

Цель проекта : Познакомить детей с наукой – физикой , физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Используемые материалы : отрывки из книг Акима Милованова «Физика малышам » , Елены Качур «Детская энциклопедия с Чевостиком «Увлекательная физика » , А Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей » , Л. Л. Сикорук «Физика для малышей » .

Работа с родителями : Привлекать родителей к активному участию в проекте .

Список предполагаемых опытов для проведения родителями дома с детьми :

Опыт с определением уровня воды.

Опыт с застыванием сахара «Цветные леденцы» .

Сила трения в быту.

Альбомы для рисования водой.

Сделать календарь роста и веса ребёнка от рождения до окончания проекта .

Привлекать детей к взвешиванию продуктов для приготовления пищи.

Ровно ли стоит мебель в доме?

Преодоление веса в воде «Легко ли нам плавать?»

Катание в лодке.

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Изготовление и запуск воздушного змея.

Экскурсия в планетарий.

Учить безопасному поведению в быту при пользовании электроприборами и на солнце.

План работы на октябрь в рамках проекта «Занимательная физика »

недели Тема Задачи

1 Вводное занятие : «Что такое физика Познакомить детей с понятиями «наука» , «физика » , «учёные» , известными учёными-физиками . Вызвать интерес к данной науке, желание познать её законы.

2 «Тело и вещество» . Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело , а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

3 «Жидкости, газы и твёрдые тела» .

Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел.

4 «Почему дует ветер?» Дать детям практические знания о том, как возникает ветер.

План работы на ноябрь

недели Тема Задачи

1 «Свойства твёрдых, жидких и газообразных тел» Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных форм.

2 «Пар – это тоже вода! Или почему идёт дождь?» Дать детям практические знания о том, что такое испарение. Рассказать о круговороте воды в природе.

3 «Почему идёт снег?» Дать детям практические знания о процессе замерзания . Познакомить с молекулой воды.

4 «Лёд замёрз или зачем нам сила трения?» Познакомить детей с силой трения.

План работы на декабрь

Тема Задачи

1

2 «Капиллярные силы и цветные чудеса» Познакомить детей с капиллярными силами воды. Дать практические знания о капиллярных силах воды.

План работы на январь

Тема Задачи

3 «Секреты земного притяжения. Вес или закон всемирного тяготения» «вес» и значении веса в физике – земном притяжении . Дать практические знания о весе и его использовании в быту.

4 «Секреты земного притяжения. Центр тяжести» . Дать детям практические знания о том, что такое центр тяжести.

План работы на февраль

Тема Задачи

1 «Секреты земного притяжения. Устойчивость» . Дать детям практические знания о том, что такое устойчивость.

2 «Преодоление веса в воде. Гидравлика» . Познакомить детей с понятием «гидравлика» . Дать практические представления о преодолении веса в воде.

3 «Преодоление веса в воздухе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в воздухе.

4 «Преодоление веса в космосе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в космическом пространстве.

План работы на март

Тема Задачи

1 «Рассказ Ветерка о Звуке» Познакомить детей с понятием «звук» .

2 «Звук или зачем Зайке длинные уши?» Дать детям практические знания о значении звука.

3 «Как аукнется, так и откликнется!» Дать детям знание о том, что такое «эхо» . Познакомить со свойствами звука.

4 «Рассказ Радио об электрическом токе» . Познакомить детей с понятиями «электричество» , «ток» . Познакомить со свойствами тока.

План работы на апрель

Тема Задачи

1 «Электричество в быту» Дать детям практические знания об электричестве в быту, научить правилам безопасности при пользовании электроприборами.

2 «Что такое магнетизм?» Дать практические знания о магнетизме предметов.

3 «Что такое оптика? Или Тайны Света» . Познакомить детей с разделом физики – оптикой . Дать знания об отражении света.

4 «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?» Дать детям практические знания о силе солнечного света. Научить правилам безопасности на солнце.

Итог проекта :

1. Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.

2. Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.

Примечание : Третья и четвёртая неделя декабря и первая и вторая недели января посвящены Новогоднему мини-проекту «Новый год у ворот и Тайна Рождества» .

На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.

Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.

Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)

Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?

«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.

А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.

А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.

Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.

Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)

Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.

Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.

Ну, и последнее мое увлечение — карточки с научными опытами.

Анастасия Сергеева

Как доступно объяснить ребенку физику, не выходя из кухни?

Если школьная физика для детей вдруг стала неподъемным грузом, помочь им смогут не только репетиторы, а и родители! Объясните ребенку физические явления на простых примерах, которые можно увидеть в повседневной жизни, проведите с ним какие-нибудь несложные физические опыты и эксперименты. Как это сделать - продемонстрируем далее, приведя в пример знакомые всем процессы, которые можно наблюдать даже у себя на кухне.

Преломление света

Первое, чем может быть интересна физика для детей - это оптические физические явления, в частности, преломление световых лучей. И если у вас на кухне стоит ваза с цветами, или прозрачная чашка с ложкой, то это явление в ней отчетливо наблюдается. Можно заметить, что опущенная в чашку чайная ложечка, проходя через воду, будто бы смещается и продолжается под водой уже под другим углом - выглядит так, словно ложка сломалась. Или другой пример: если в кастрюлю налить воду и положить на ее дно, допустим, горох, то он будет казаться больше, чем есть на самом деле.

Это и есть явление преломления света, когда световой луч, проходя через границу двух разных сред, меняет свое направление и угол падения. Причем угол падения тем больше, чем больше угол преломления. Но если луч света направлен к этой границе перпендикулярно, то преломление будет отсутствовать. В случае же с ложкой и чашкой, луч света проходит под острым углом из воздушной среды в водную, и вода выступает линзой, преломляющей световые лучи, отражаемые в ложке.

Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатное состояние - состояние вещества в определенных условиях, в конкретном диапазоне давления и температуры, которое определяет свойства вещества, его способность сохранять форму и объем, либо менять их. К таким состояниям традиционно относится твердое, жидкое и газообразное.

Но это звучит скучно, поэтому на помощь приходит физика для детей. Легко пронаблюдать за изменением агрегатных состояний можно на примере обыкновенной воды. Сначала проверьте ребенка: если пролить немного воды на пол и не вытереть, останется ли лужица там навсегда или нет? А что будет с водой, если ее поместить в холодильник? Это и есть агрегатные состояния вещества! Оказывается, такие привычные физические явления на кухне почти каждый день случаются у нас под носом.

А почему так происходит? Виной всему не волшебство, а физика! Вода - это жидкость, а жидкость - промежуточное состояние между твердыми и газообразными веществами. Твердое состояние, в данном случае лед, образуется, когда вода подвергается температуре замерзания (ниже 0°C), а газ - водяной пар - образуется при температуре кипения (100°C). При температуре же от 0°C до 100°C вода пребывает в жидком состоянии - а все потому, что межмолекулярное притяжение при таких отметках не настолько сильное, как в твердом состоянии, но и не такое слабое, как в газообразном.

Переход воды в пар, то есть испарение, происходит тогда, когда молекулы воды с открытой поверхности получают энергию - солнечную или от комнатной температуры, и начинают двигаться хаотично. Сила притяжения между ними слабеет. При понижении же температуры кинетическая энергия молекул опускается, и силы притяжения усиливаются.

Теплопроводность тел

Следующее физическое явление, которое рассматривает физика для детей на примерах из жизни - теплопроводность, то есть способность различных материальных тел к теплообмену, передаче энергии. Но как объяснить ребенку этот процесс? Да хотя бы на примере нагрева супа в кастрюльке, либо воды в чайнике!

Представим: мы поставили суп на плиту. Температура кастрюли начнет подниматься, и из-за разницы температур движение частиц будет усиливаться, что поспособствует передаче теплоты от огня к посуде, и от нагретой посуды - к супу. Но не у всех тел теплопроводность одинакова: например, металлы обладают более высокой теплопроводностью, нежели, допустим, древесина и воздух. Поэтому суп мы нагреваем в металлической кастрюле, чтобы он быстрее нагрелся - однако и остынет, он быстро. Однако, если мешать суп деревянной ложкой/лопаткой, то она будет медленно нагреваться, обладая малой теплопроводностью, но благодаря этому и остынет медленно.

Имеет физика для детей еще одну такую интересную штуку касаемо теплопроводности, как конвекция - такой вид теплопередачи, при котором энергия передается потокообразно, либо естественным, либо принудительным путем. То есть, когда супчик просто стоит на плите, он нагревается естественным путем, но когда его начнут помешивать ложкой - конвекция будет принудительной.

Диффузия

Диффузия - одно из самых интересных и понятных физических явлений, о которых может рассказать физика, но и оно порой бывает сложным для детей. А между тем мы постоянно наблюдаем за этим процессом в жизни, в частности, на кухне. Диффузией называют взаимное проникновение, смешивание двух веществ, схожих по структуре, до однородного состояния. Диффузия происходит благодаря кинетической энергии молекул тех веществ - именно она и приводит их в движение.

Один из самых доступных примеров диффузии жидкостей, которые знает физика для детей - заваривание чая в кипятке. Пусть ребенок бросит в воду чайный пакетик либо горсточку чайных листьев, не размешивая - тогда вы сможете понаблюдать, как чайная заварка смешивается с чистой водой. И чем вода горячее, тем быстрее будет происходить процесс смешивания.

А в твердых веществах примером для детей может стать засаливание овощей на зиму: кристаллики соли, попав в воду для будущего рассола, распадутся, образуя ионы хлора и натрия, которые со временем проникнут между молекулами засаливаемых овощей, будь-то помидоры, огурцы либо даже грибы. Этот тип диффузии - самый медленный.

Но быстрее всего происходит диффузия в газах. Дети точно знают, насколько быстро по дому распространяется вкусный запах маминой стряпни из кухни - именно так ароматы еды смешиваются с молекулами воздуха в помещении.

Закон Архимеда

Этот закон также называют законом гидростатики. Согласно ему, на тело, погруженное в жидкость, действует сила выталкивающая (сила Архимеда), которая равна массе жидкости, способной заполнить объем данного тела. Значит, тело с плотностью ниже, чем плотность жидкости, из нее вытолкнется, а с плотностью выше - погрузится и утонет, выталкивая при этом столько жидкости, сколько соответствует его объему.

Такая физика станет понятнее для детей, лишь только вы напомните им про приготовление пищи - например, про варку курицы. Чтобы сварить птицу, мама набирает не полную кастрюлю воды, а приблизительно три четверти, в зависимости от объема тушки. Когда же мы опустим курочку в воду, то заметим, как вода поднимается до краев посуды, гораздо ближе, чем была до этого. Закон Архимеда во всей красе!

А хотите узнать, как объяснить ребенку явление электромагнитной индукции, да еще и так, чтобы это было интересно и наглядно? Покажите ему этот ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще